Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.26516/2073-3380.2024.49.130
Ключевые слова: religion, religious fundamentalism, post-secularity, Islamic terrorists, central Asia, terrorist activities, религия, религиозный фундаментализм, постсекулярность, исламские террористы, центральная Азия, террористическая деятельность
Аннотация: Обосновывается влияние постсекулярных тенденций на возникновение и распространение религиозного фундаментализма как гибридной формы религиозности. Религиозные фундаменталисты понимаются социальными акторами. Они рефлексируют над социально-политическими ошибками с радикальных позиций и реализуют проект преобразования общества - привПоказать полностьюедения мира к предсказуемости (священной истории) через отход от хаоса (безбожия). Доказывается использование принципов религиозного фундаментализма для идеологического обоснования террористической деятельности, формирования группового мышления. Продемонстрирована амбивалентная сущность религиозного фундаментализма на примере деятельности террористических организаций в Центральной Азии, необоснованно апеллирующих к исламскому вероучению: с одной стороны, исламистские террористы позиционируют себя защитниками веры перед вызовами постсекулярного мира, угрозами либерализма и проводниками к традиционным, изначальным священным ценностям и принципам исламского халифата VII в., с другой - продвигают идеи развития и поддержания религиозного самовыражения, соблюдения прав и свобод человека, особенно относительно вероисповедания. Показано, что исламистские террористические организации требуют признания религиозной индивидуальности в публичной сфере, а себя полноценными участниками международных отношений; религия для них не является «частным делом», а выступает онтологическим и семантическим обоснованием системности и непротиворечивости конструируемой ими альтернативной социальной реальности. The influence of post-secular trends on the emergence and spread of religious fundamentalism as a hybrid form of religiosity is substantiated. Religious fundamentalists are understood by social actors. They reflect on socio-political mistakes from the point of view of radical religious beliefs and implement a project of transforming society - bringing the world to predictability (sacred history) through moving away from chaos (godlessness). The principles of religious fundamentalism are used to ideologically justify terrorist activities, form group thinking and exercise social control. The ambivalence of the essence of religious fundamentalism is emphasized by the example of the activities of terrorist organizations in Central Asia that unreasonably appeal to the Islamic faith. So, on the one hand, Islamist terrorists act as defenders of faith in the face of threats of the post-secular world, threats of liberalism and conductors of traditional, primordial sacred values and principles of the Islamic caliphate of the VII century. On the other hand, they promote the ideas of developing and maintaining religious expression, respect for human rights and freedoms, especially with regard to religion. Islamist terrorist organizations demand recognition of religious identity in the public sphere, and of themselves as full-fledged participants in international relations. Religion is not a «private matter» of Islamic terrorists, it acts as an ontological and semantic justification for the consistency of the alternative social reality that they construct.
Журнал: Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение
Выпуск журнала: Т.49
Номера страниц: 130-137
ISSN журнала: 20733380
Место издания: Иркутск
Издатель: Иркутский государственный университет