Особенности функционирования аллегории в произведениях русской монашеской словесности XX века : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.30853/phil20240418

Ключевые слова: Christian allegory, Russian monastic literature, stylistic functions of allegory, theolinguistic analysis, actualization of Christian meanings, христианская аллегория, русская монашеская словесность, стилистические функции аллегории, теолингвистический анализ, актуализация христианских смыслов

Аннотация: Цель исследования - представить основные особенности функционирования аллегории в произведениях русских церковных писателей-монахов ХХ века. В статье рассматривается христианская аллегория как особое тропеическое явление, специфичность использования которого заключается в ориентированности на культуроносные тексты Библии; закрепленПоказать полностьюности за дидактическими частями текста, посвященными спасению души, духовному совершенствованию, необходимости стремления к добродетельности; в апелляции авторов к аллегорическим образам с устойчивыми и закрепленными в культуре интерпретациями; в сконцентрированности на таких аллегориях, которые входят в сформировавшийся в ходе развития христианской литературы аллегорический образный корпус. Центральное место в работе занимает изучение репрезентации с помощью аллегории важных для церковных писателей идей, актуализация христианских смыслов. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем с помощью теолингвистического анализа исследуются произведения русской монашеской словесности, указываются стилистические функции аллегории в церковно-религиозном стиле, выявляются основные особенности ее использования. В результате доказано: при утверждении мыслей, связанных с пагубностью грехов, авторы прибегают к христианским аллегориям, обращаясь к образам болота, пропасти, сети, терний, ветвей дерева, паутины; при описании жизни человека и пути христианина используются образы корабля, лодки, моря, бури, дома; в рассуждениях о добродетелях используются образы воды, солнца, неба; стилистические функции аллегории в текстах монашеской словесности такие: изобразительная, синдикативная, эмотивная, прескриптивная, смыслообразующая, дидактическая, аксиологическая; особенностями функциональной направленности аллегории в произведениях монашеской словесности являются: использование с дидактическими религиозно-христианскими целями - отвращение от греха и побуждение к стяжанию добродетелей, стремлению к спасению души, нравственному совершенствованию, духовному бодрствованию, воспитанию внутреннего человека. The aim of the research is to present the main features of the functioning of allegory in the works of 20th-century Russian monastic writers. The paper examines Christian allegory as a specific tropeic phenomenon. The specificity of the use of Christian allegory lies in its orientation toward the culture-forming texts of the Bible; in its fixation in the didactic parts of the text dedicated to the salvation of the soul, spiritual perfection, the need to strive for virtue; in the authors’ appeal to allegorical images with stable interpretations embedded in the culture; in its concentration on allegories that are part of the established allegorical imagery corpus, which formed as Christian literature were developing. The central place in the work is occupied by the study of the representation of ideas important for church writers through allegory, the actualization of Christian meanings. The scientific novelty of the research lies in the fact that it uses theolinguistic analysis to study the works of Russian monastic literature, indicates the stylistic functions of allegory in the ecclesiastical-religious style, and identifies the main features of the use of allegory. As a result, the following has been proved: when affirming thoughts related to the perniciousness of sins, authors resort to Christian allegories, using images of a swamp, abyss, net, thorns, tree branches, spiderwebs; when describing the life of a person and the path of a Christian, images of a ship, boat, sea, storm, and house are used; in reasoning about virtues, images of water, sun, and sky are chosen. There are several stylistic functions of allegory identified in the texts of monastic literature, such as pictorial, syndicating, emotive, prescriptive, meaning-forming, didactic, axiological. The features of the functional orientation of allegory in the works of monastic literature are as follows: the use with didactic religious-Christian goals, i.e., aversion from sin and encouragement to acquire virtues, strive for the salvation of the soul, moral perfection, spiritual alertness, and the cultivation of the inner person.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Филологические науки. Вопросы теории и практики

Выпуск журнала: Т.17, 8

Номера страниц: 2934-2945

ISSN журнала: 19972911

Место издания: Тамбов

Издатель: ООО "Издательство "Грамота"

Персоны

Вхождение в базы данных