Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Ключевые слова: Jean Rouch, "cinema vérité" method, visual anthropology, documentary film, The Mad Masters, Жан Руш, метод "cinema vérité", визуальная антропология, кинодокументы, "Безумные господа/ хозяева"
Аннотация: Визуальная антропология является актуальным видом исследовательской деятельности, создаваемой на границе социальной антропологии и кинематографии. Безусловными первооткрывателями этого научного направления являются два кинематографиста: американский режиссер Роберт Флаэрти и советский режиссер Дзига Вертов (Давид Кауфман). Именно оПоказать полностьют концепций этих двух мэтров отталкивается в своем творчестве один из революционеров визуальной антропологии и применения кинофиксации в этнографических исследованиях Жан Руш. Сегодня он считается не только передовым антропологом, но и основателем нигерийского кино. Одним из актуальных вопросов, обсуждаемых в связи с исследованиями Жана Руша, является его метод «cinema vérité», название которого - перевод на французский термина Вертова «киноправда». В данной статье рассматриваются особенности метода «cinema vérité», ключевыми из которых являются принцип соучастия исследуемого сообщества, сотворческий подход, а также объединение документального и художественного подходов с использованием импровизационной игры участников действия и постановочных сюжетных обстоятельств. Главной целью такого фильма является создание кинематографической правды. В статье также проводится анализ одного из поворотных в творческой биографии Ж. Руша фильмов - кинокартины «Безумные господа/ хозяева/ учителя» (переводы названия отличаются в разных источниках). Анализ фильма позволяет обнаружить конструкцию и приемы, формирующие возможность диалога зрителя и экзотической культуры африканских последователей культа Хаука. Visual anthropology is a relevant type of research activity created on the border of social anthropology and cinematography. The undisputed pioneers of this scientific direction are two filmmakers: the American director Robert Flaherty and the Soviet director Dziga Vertov (David Kaufman). It is from the concepts of these two masters that one of the revolutionaries of visual anthropology and the use of film recording in ethnographic research, Jean Rouch, takes as a starting point in his work. Today, he is considered not only a leading anthropologist, but also the founder of Nigerian cinema. One of the current issues discussed in connection with Jean Rouch's research is his method of "cinema vérité", the name of which is a translation into French of Vertov's term "film truth". This article examines the features of the "cinema vérité" method, the key ones being the principle of participation of the community under study, a cocreative approach, and the unification of documentary and artistic approaches using improvisational play of the participants in the action and staged plot circumstances. The main goal of such a film is to create cinematic truth. The article also analyzes one of the turning points in the creative biography of J. Rouch - the film "Mad Gentlemen/Masters/Teachers" (translations of the title differ in different sources). The analysis of the film allows us to discover the structure and techniques that form the possibility of a dialogue between the viewer and the exotic culture of the African followers of the Hauk cult
Журнал: Азия, Америка и Африка: история и современность
Выпуск журнала: Т.3, №3
Номера страниц: 6-29
ISSN журнала: 2782540X
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья