Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Ключевые слова: teaching profession, identification of students' professional choice, youth culture, "subject matter", communicative competencies, youth values, профессия педагога, идентификация профессионального выбора студентов, молодежная культура, «предметничество», коммуникативные компетенции, молодежные ценности
Аннотация: Российское педагогическое образование в условиях постоянного реформирования и все большего внедрения цифровых технологий испытывает острую потребность в педагогах как субъектов социокультурной среды, готовых к творческой деятельности, с устойчивой культуротворческой составляющей личностного подхода. Это актуализирует постановку проПоказать полностьюблемного вопроса соотношения профессионального выбора будущих учителей в рамках получения ими педагогического образования и практической деятельности педагогов в условиях современной школы. В статье с целью уточнения роли различных мотивов в выборе педагогического вуза/педагогической профессии и определения места профессиональных педагогических ценностей в студенческой культуре будущих педагогов интерпретируются результаты социологического исследования в среде студентов педагогических специальностей, проведенного авторами в сентябре 2023 г. К оценке привлечены методы профессионально-отраслевого, ценностно-психологического, психолого-возрастного и социокультурного анализа. В качестве «точек идентификации» выбраны доминирующие в анализируемых реалиях и образах подходы к профессиональной педагогической деятельности и проекту школы. Еще одним важным направлением исследования стало сопряжение выявленных профессиональных ориентиров и представлений студентов с их образом собственного будущего. Данное исследование позволяет сделать вывод о необходимости выстраивания иерархии элементов системы педагогического образования как субъектов социокультурной деятельности. Приобретает актуальность применение новых методологических и мировоззренческих подходов к рассмотрению профессионального выбора педагогов в контексте диалектической взаимосвязи образования и культуры, понимания готовности к этому системы педагогического образования. Russian pedagogical education, in the context of constant reform and the increasing introduction of digital technologies, is in urgent need of teachers as subjects of the socio-cultural environment, ready for creative activity, with a stable cultural component of a personal approach. This actualizes the formulation of the problematic issue of the correlation between the professional choice of future teachers in the framework of their pedagogical education and the practical activities of teachers in a modern school. In order to clarify the role of various motives in choosing a pedagogical university/pedagogical profession and to determine the place of professional pedagogical values in the student culture of future teachers, the article interprets the results of a sociological study among students of pedagogical specialties conducted by the authors in September 2023. Methods of professional-branch, value-psychological, psychologicalage and socio-cultural analysis are involved in the assessment. The dominant approaches to professional pedagogical activity and the school project in the analyzed realities and images are chosen as "identification points". Another important area of research was the coupling of the identified professional orientations and ideas of students with their image of their own future. This study allows us to conclude that it is necessary to build a hierarchy of elements of the pedagogical education system as subjects of socio-cultural activity. The application of new methodological and ideological approaches to the consideration of teachers' professional choice in the context of the dialectical relationship between education and culture, understanding the readiness of the pedagogical education system for this, is becoming relevant.
Журнал: Сибирский антропологический журнал
Выпуск журнала: Т.8, №3
Номера страниц: 16-24
ISSN журнала: 25421816
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация "Содружество просветителей Красноярья"