Динамика подготовки научных кадров в системе аспирантуры Красноярского края в 1949-1988 гг : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.21603/sibscript-2024-26-3-415-428

Ключевые слова: postgraduate studies, history of science and technology, Academy of Sciences, scientific institutes, higher educational institutions, Krasnoyarsk territory, аспирантура, история науки и техники, академия наук, научные институты, высшие учебные заведения, красноярский край

Аннотация: С переходом общества на постиндустриальную фазу развития происходит повышение роли и значения науки и образования, в этих условиях важно учитывать опыт прошлого. Во второй половине ХХ в. Красноярский край проходил двойной переход. С одной стороны, он переживал очередной виток индустриальной модернизации, с другой - под влияниями раПоказать полностьюзличных факторов превращался из ресурсной периферии в развитый полупериферийный район советской экономической системы. Важным элементом обоих переходов выступало развитие местной системы подготовки кадров науки и высшей школы. До 1949 г. в Красноярском крае отсутствовала собственная база подготовки аспирантов. Цель данной статьи - реконструкция динамики развития системы аспирантской подготовки в 1949-1988 гг. Выбранные хронологические рамки обусловлены первым набором аспирантов в крае и одними из последних наборов, осуществленных в Советскую эпоху. С начала 1950-х гг. здесь происходит формирование новых вузов и научных учреждений с собственной программой подготовки высших кадров науки. Фактически ранее не делалось попыток дать комплексный анализ количественных характеристик подготовки аспирантов в регионе. Методологической основой исследования выступает симбиоз адаптированного мир-системного подхода и модернизационной теории, позволивший проанализировать значения количественных изменений в системе аспирантуры края за сорокалетний период в рамках процессов развития самого региона. Экономические нужды и народно-хозяйственный профиль Красноярского края в условиях позднеиндустриальной модернизации потребовали роста количества научных кадров, обеспечивающих попытки перехода на интенсивный путь развития. В результате материалы показали, что с 1949 г. до конца 1960-х гг. рост числа аспирантов в крае превысил 9000 %, после чего дальнейшие показатели набора и выпуска стабилизировались. Одновременно с этим происходили изменения и самой системы подготовки, росло число специальностей. Набор направлений подготовки и их пропорции в первую очередь были обусловлены планами хозяйственного освоения региона. Достижение пиковых показателей численности аспирантов совпадало с завершением формирования новой индустриальной базы хозяйственного освоения и развития региона. Край из периферии превращался в полупериферию экономической системы СССР. Развитие системы аспирантуры Красноярского края в рассматриваемые годы было отражением экономического профиля региона. Наибольшую долю в разрезе специальностей подготовки аспирантуры составляли точные и естественные науки. Более трети от всех прошедших в Красноярском крае аспирантов готовились по техническим специальностям, следом шли физико-математические и сельскохозяйственные науки. Рост численности подготовки по этим направлениям продолжался вплоть до конца 1960-х гг., после чего динамика их численности начала даже несколько падать на фоне роста численности аспирантов по социально ориентированным наукам. Это в свою очередь было отражением изменений в экономическом и социальном развитии Красноярского края. Science and education are especially important in the post-industrial society. Past experience makes it possible to develop these spheres. In the second half of the XX century, the Krasnoyarsk Region was undergoing a double transition. On the one hand, it was experiencing industrial modernization; on the other hand, it was turning from a resource region into a developed semi-peripheral region. Both transitions required a local system of academic personnel training. This article reconstructs the development of the postgraduate training system in the Krasnoyarsk Region in 1949-1988, from the first to the last postgraduate cohort in the Soviet Russia. Until 1949, the Krasnoyarsk Region had no postgraduate education of its own. Methodologically, the research relied on the symbiosis of an adapted world-system approach and modernization theory, which made it possible to analyze the quantitative changes in the local postgraduate education over a forty-year period as part of the regional development. The early 1950s saw new universities and scientific institutions with their own programs for training senior research personnel. The economic profile of the Krasnoyarsk Region required a sharp increase in scientific personnel to implement the industrialization and ensure the transition to intensive development. Between 1949 and the late 1960s, the number of postgraduate students in the region grew by 9,000%, after which the enrollment and graduation rates reached plateau. The curricula were changing as well, and the number of specialties was increasing. The areas of training and their proportions depended on the economic development plans. The number of graduate students peaked when the new industrial base was completed. The region turned from a periphery into a semi-periphery of the Soviet economy. The postgraduate education in the Krasnoyarsk Region reflected its economic profile in the period under study. Exact and natural sciences had the largest share: more than a third of all postgraduate students were trained in technical specialties, followed by physics, mathematics, and agricultural sciences. Their numbers continued to grow until the end of the 1960s, after which they gave leadership to social sciences, thus reflecting the changes in the local economic and social development.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: СибСкрипт

Выпуск журнала: Т.26, 3

Номера страниц: 415-428

ISSN журнала: 29492122

Место издания: Кемерово

Издатель: Кемеровский государственный университет

Персоны

Вхождение в базы данных