Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Ключевые слова: learned helplessness, independence, somatic illness, disease, crisis situation, psychological diagnosis, выученная беспомощность, самостоятельность, соматическая болезнь, нездоровье, кризисная ситуация, психологическая диагностика
Аннотация: Выученная беспомощность - специфическое психо-эмоциональное состояние, проявляющееся в особом негативном самоотношении личности. Данное состояние, как правило, является следствием проживания отрицательного опыта в преодолении трудных жизненных ситуаций, в том числе кризисных, к которым можно причислить опыт соматического заболеваниПоказать полностьюя. Мы предположили, что в силу амбивалентного характера влияния кризиса на развитие личности, аналогичный амбивалентний характер может оказать и ситуация болезни. При достаточном уровне зрелости личности ситуация кризиса способствует развитию состояния, находящегося на другом полюсе шкалы от выученной беспомощности - самостоятельности. В статье представлены фрагменты исследований разных выборок с акцентом на изучение социальной ситуации развития, специфики самооценки и восприятия временной перспективы в сочетании с нарушениями соматического здоровья среднего уровня. Организованное исследование (в его полной версии) позволило сделать вывод о том, что сам по себе факт соматического заболевания не выполняет роли фактора, инициирующего состояние выученной беспомощности. Однако соматическая болезнь является своего рода катализатором генеза выученной беспомощности, обостряя и ускоряя его течение, усиливая его уже сформировавшиеся предпосылки. Learned helplessness is a specific psycho-emotional state manifested in a special negative self-relationship of personality. This condition, as a rule, is a consequence of living a negative experience in overcoming difficult life situations, including crisis situations, which include the experience of somatic disease. We assumed that due to the ambivalent nature of the impact of the crisis on personal development, the situation of the disease can have a similar ambivalent character. With a sufficient level of personality maturity, the situation of the crisis contributes to the development of a state located at the other end of the scale from learned helplessness - independence. The article presents fragments of studies of different samples with an emphasis on the study of the social situation of development, the specifics of self-esteem and the perception of a temporal perspective in combination with middle-level somatic health disorders. The organized study (in its full version) made it possible to conclude that the fact of somatic disease itself does not act as a factor that initiates the state of learned helplessness. However, somatic disease is a kind of catalyst for the genesis of learned helplessness, exacerbating and accelerating its course, strengthening its already formed prerequisites.
Журнал: Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности
Выпуск журнала: №14
Номера страниц: 78-84
Место издания: Владивосток
Издатель: Центр клинической и прикладной психологии