Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.18324/2224-1833-2024-2-161-166
Ключевые слова: Trans-Mongolian railway, Ulaanbaatar Railway, Soviet-Mongolian relations, soviet-Chinese relations, Mongolian-Chinese relations, трансмонгольская магистраль, Улан-Баторская железная дорога, советско-монгольские отношения, советско-китайские отношения, монголо-китайские отношения
Аннотация: В статье рассматривается история строительства и эксплуатации железной дороги, соединившей единой транспортной системой Советский Союз, Монгольскую и Китайскую народные республики. Впоследствии данная дорога получила название Трансмонгольской железнодорожной магистрали. Ее строительство началось в 1952 г., а уже в 1956 г. между МосПоказать полностьюквой и Пекином было начато прямое железнодорожное сообщение. В статье описываются природно-климатические и географические условия, в которых проходило строительство железной дороги, отражен персональный вклад советских специалистов. Начало эксплуатации прямого железнодорожного пути от станции Наушки Бурятской АССР до китайской столицы Пекина через территорию Монгольской Народной Республики самым благоприятным образом повлияло на развитие экономического потенциала дальневосточного региона, в том числе его международного аспекта. Кроме того, Трансмонгольская магистраль стала важнейшим фактором развития неформальных межгосударственных связей, способствовала активной межкультурной и межнациональной коммуникации. Помимо этого, в статье рассмотрены некоторые составляющие деятельности советско-монгольского акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога», в котором в течение длительного времени трудились советские, монгольские и китайские специалисты. По мнению автора, полной реализации социально-политического и экономического потенциала Трансмонгольской железной дороги помешало нарастание советско-китайских противоречий в 1950-60-е гг., со временем переросших в полноценный конфликт. Результатом этого стала невозможность создания устойчивого социалистического блока государств на Дальнем Востоке. В статье проанализирована основная историография по данной научной проблематике, задействован широкий круг исторических источников, включая сборники документов и периодическую печать. The article examines the history of the construction and operation of the railway, which connected the Soviet Union, the Mongolian People's Republic and the People's Republic of China with a single transport system. Subsequently, this road was named the Trans-Mongolian Railway. Its construction began in 1952, and already in 1956 direct railway communication was launched between Moscow and Beijing. The article describes the natural, climatic and geographical conditions in which the construction of the railway took place, and reflects the personal contribution of Soviet specialists. The start of operation of a direct railway route from the Naushki station of the Buryat Autonomous Soviet Socialist Republic to the Chinese capital of Beijing through the territory of the Mongolian People's Republic had the most favorable impact on the development of the economic potential of the Far Eastern region, including its international aspect. In addition, the Trans-Mongolian Highway has become the most important factor in the development of informal interstate ties and contributed to active intercultural and interethnic communication. In addition, the article examines some components of the activities of the Soviet-Mongolian Ulaanbaatar Railway, JSC, where Soviet, Mongolian and Chinese specialists worked for a long time. According to the author, the full realization of the socio-political and economic potential of the Trans-Mongolian Railway was prevented by the growth of Soviet-Chinese contradictions in the 1950-1960s, which over time developed into a full-fledged conflict. The result of this was the impossibility of creating a stable socialist bloc of states in the Far East. The article analyzes the main historiography on this scientific issue, using a wide range of historical sources, including collections of documents and periodicals.
Журнал: Проблемы социально-экономического развития Сибири
Выпуск журнала: № 2
Номера страниц: 161-166
ISSN журнала: 22241833
Место издания: Братск
Издатель: Братский государственный университет