Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.21128/1812-7126-2024-2-19-44
Ключевые слова: constitutional right to reasonable administrative action, substantive judicial review, Reason-giving, expediency, de novo judicial review, scientific validity, evidence in administrative proceedings, questions of fact, Конституционное право на мотивированное управление, материальный судебный контроль, обоснованность, целесообразность, de novo судебный контроль, научная обоснованность, доказательства в административном процессе, вопросы факта
Аннотация: Конституционализация административного права имеет разные проявления. Основной закон любой страны влияет на структуру и функционирование органов исполнительной власти. Чаще всего конституции воздействуют на публичное управление, устанавливая основополагающие принципы (демократия, разделение властей, верховенство права и т. п.). В оПоказать полностьюдних случаях такие абстрактные конституционные предписания остаются лишь красивым идеалом, не ограничивая реально административный произвол. В других случаях, напротив, предопределяют объём и интенсивность судебного контроля за актами публичной администрации. Таким примером служат ссылки на конституционный принцип разделения властей, который позволяет судам оправдать самоограничение в проверке актов управления. В отдельных юрисдикциях провозглашаются «новые» основополагающие права в сфере управления, среди них - право на справедливое управление и право на административную юстицию. Несмотря на разницу формулировок, такие конституционные предписания включают в себя право на мотивированное управление. Данная статья является продолжением исследования принципа обоснованности в административном праве. Авторы выдвигают основной тезис о возможности расширительного толкования права на участие в управлении делами государства в России. Иначе можно говорить о том, что сфера действия этого основного права охватывает требование мотивированности административных актов. В поддержку основного тезиса используется сравнительно-правовой метод, с опорой на который в статье рассматривается вопрос о конституционализации права на мотивированное управление. Далее предпринята попытка системного анализа нормативных основ, составляющих требование мотивированности управления в российском законодательстве. Такой догматический анализ объясняется отсутствием кодификации административных процедур в современной России. В завершение на примерах российской судебной практики показано развитие принципа обоснованности административных актов. Наряду с индивидуальными действиями и решениями ставится вопрос о распространении конституционного права на мотивированное управление в отношении подзаконных нормативных правовых актов. The constitutionalization of administrative law has different manifestations. The fundamental law of every country influences the structure and functions of executive authorities. Most often, constitutions affect public administration by establishing fundamental principles such as democracy, separation of powers, and rule of law. In some cases, such abstract constitutional provisions remain only as a beautiful ideal without really limiting the arbitrariness of administration. In other cases, on the contrary, they predetermine the scope and intensity of judicial review of administrative action. One example is reference to the constitutional principle of separation of powers, which allows courts to justify deference in reviewing governmental actions. Some jurisdictions are declaring “new” fundamental rights in the field of public governance. Among them are the right to just administrative actions and the right to administrative justice. Despite the difference in wording, such constitutional provisions include the right to reasoned administration. This article examines the reason-giving principle in administrative law. The authors’ main argument addresses the possibility of a broader interpretation of the right to take part in the conduct of public affairs in Russia. It is argued that the scope of this fundamental right covers the requirement of reasoned administrative actions. In support of the main thesis, a comparative legal method is used, based on which the paper examines the issue of constitutionalizing the right to reasoned administration. In the next part, an attempt is made to systematically analyze the normative framework of the reasoned administration requirement in Russian legislation. This conceptual analysis is due to the lack of codification of administrative procedures in modern Russia. Finally, the development of the principle of reasoned administrative actions is shown using examples of Russian jurisprudence. Along with individual actions and decisions, the extension of the constitutional right to reasoned administration in relation to subordinate regulations is discussed.
Журнал: Сравнительное конституционное обозрение
Выпуск журнала: Т. 33, № 2
Номера страниц: 19-44
ISSN журнала: 18127126
Место издания: Москва
Издатель: Сидорович Ольга Борисовна