Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Ключевые слова: learned helplessness, independence, crisis situation, psychological diagnosis, psychological assistance, transspective analysis, subjectivity, выученная беспомощность, самостоятельность, кризисная ситуация, психологическая диагностика, психологическая помощь, трансспективные анализ, субъективность
Аннотация: Состояние выученной беспомощности, представляющее собой специфическое субъективное самоотношение, выражающееся в преобладании экстернального локуса контроля, пессимистическом атрибутивном стиле, неуверенности в собственных силах и способностях, является следствием проживания опыта фиаско в попытке преодоления трудной жизненной ситуПоказать полностьюации, в том числе кризисной. Однако, кризисная ситуация характеризуется амбивалентностью в отношении риска возникновения выученной беспомощности: при достаточном уровне зрелости личности ситуация кризиса способствует развитию состояния, находящегося на другом полюсе шкалы от выученной беспомощности - самостоятельности. В статье предложено краткое описание технологии исследования выученной беспомощности, центральным инструментом которой является авторская открытая анкета, позволяющая с помощью трансспективного анализа и автобиографической рефлексии обнаружить кризисные точки в ходе жизни и мишени психологической помощи - те личностные конструкты, уязвимость которых способствовала формированию выученной беспомощности, взамен самостоятельности. В качестве основного принципа оказания психологической помощи в решении проблемы выученной беспомощности предлагается опора на анализ субъективного опыта выучивания беспомощности в противовес опоры (исключительно) на данные стандартизированных опросников, что связано с сущностным содержанием самого феномена выученной беспомощности. The state of learned helplessness, which is a specific subjective self-perception, expressed in the predominance of the external locus of control, pessimistic attributive style, uncertainty in one’s own skills and abilities, is the result of a fiasco experience in an attempt to overcome a difficult life situation, including a crisis one. However, the crisis situation is characterized by ambivalence regarding the risk of learned helplessness: with a sufficient level of personality maturity, the crisis situation contributes to the development of a state located at the other pole of the scale from learned helplessness - independence. The article proposes a brief description of the technology for the study of learned helplessness, the central tool of which is the author’s open questionnaire, which allows, using transspective analysis and autobiographical reflection, to detect crisis points in the course of life and the targets of psychological assistance - those personal constructs which vulnerability contributed to the formation of learned helplessness, in return for independence. As the main principle of psychological assistance in solving the problem of learned helplessness, it is proposed to rely on the analysis of the subjective experience of learning helplessness as opposed to relying (exclusively) on the data of standardized tests, which is associated with the essential content of the phenomenon of learned helplessness itself.
Журнал: Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности
Выпуск журнала: № 13
Номера страниц: 107-112
Место издания: Владивосток
Издатель: Центр клинической и прикладной психологии