Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.5281/zenodo.12542494
Ключевые слова: mother's speech, speech addressed to children, vocabulary semantization, ontolinguistics, communicative situation, family communication, register of communication with children, материнская речь, речь, обращенная к детям, речь матери, семантизация лексики, онтолингвистика, ситуация общения, семейная коммуникация, регистр общения с детьми
Аннотация: Цель исследования: на примере неблизкородственных языков (французского и русского) выявить в материнской речи ситуации общения, обусловливающие формирование в лексиконе ребенка определенных групп языковых единиц. Материал исследования: авторский корпус видеозаписей речевого взаимодействия женщин-представительниц русской и французскПоказать полностьюой лингвокультур со своими детьми в возрасте до 1,5 лет на русском и французском языках общей продолжительностью более 12 часов. На основе критериев ведущей деятельности, детерминирующей характер общения матери и ребенка, и места взаимодействия матери и ребенка в режиме дня выделены 6 ситуаций общения (ситуация пробуждения, подготовки ко сну, проведения гигиенических процедур, массажа, повседневных дел, развития и обучения). Посредством семантического анализа для обеих лингвокультур определены ситуации - источники формирования в лексиконе ребенка тематических групп знаменательных слов. Низкий коэффициент лексической вариативности и высокий процент многократно употребленных лексических единиц, вычисляемые для каждой диады, позволили определить ситуации массажа, развития и обучения и проведения гигиенических процедур как наиболее продуктивные для освоения определенных лексико- семантических групп: соматизмов, глаголов двигательной активности, числительных и др. The article deals with the results of the study aimed at identifying communicative situations in maternal speech that determine the formation of certain groups of language units in the child’s vocabulary. The research is carried out on the material of the French and Russian languages. The author's corpus is constituted by 12 hour video recordings of speech interaction between women, who represent the Russian and French linguistic cultures, with their children under the age of 1.5 years in Russian and French. Based on the criteria of the leading activity that determines the nature of mother and child communication and the place of their interaction in the daily routine, six communicative situations have been singled out, among which are as follows: the situation of waking up, getting ready for bed, carrying out hygiene procedures, massage, daily routine, development and learning. By means of the semantic analysis, the situations that proved to be the sources of the formation of thematic groups of notional words in the child’s vocabulary have been identified in both linguistic cultures. The low coefficient of lexical variability and the high percentage of the frequently used lexical units, calculated for each dyad, made it possible to determine the situations of massage, development and training, and carrying out hygiene procedures as the most productive for acquisition of certain lexical-semantic groups, among which are somatisms, verbs of motor activity, numerals, etc.
Журнал: Вестник Донецкого национального университета. Серия Д: Филология и психология
Выпуск журнала: № 3
Номера страниц: 52-62
ISSN журнала: 26168162
Место издания: Донецк
Издатель: Донецкий государственный университет