Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.31857/S0131281224010095
Ключевые слова: Chinese Eastern Railway, Chinese workers, Harbin, Cai Lianbi, construction of the CER, Китайская Восточная железная дорога, китайские рабочие, Харбин, Цай Ляньби, строительство КВЖД
Аннотация: В российской историографии строительства Китайской Восточной железной дороги сложилась традиция изучения вклада россиян в строительство дороги и города Харбина. Однако наряду с русскими здесь работали китайцы, которые с первых дней строительных работ составляли большинство рабочих. Опираясь на свидетельства русских строителей КВЖД Показать полностьюи первых исследователей дороги, восстанавливается историческая картина участия китайцев в строительстве дороги и города Харбина, выявляется комплекс вопросов и проблем, связанных с привлечением китайцев на стройку, организацией работ, взаимоотношением представителей двух народов и государств. Для работы привлечены как опубликованные материалы, так и документы, хранящиеся в архивных фондах России и США, документы русского и китайского происхождения. Хронологические рамки исследования ограничены первым этапом строительства Китайской Восточной железной дороги (1898 - начало 1900 гг.). Первые китайские рабочие прибыли на место строительства с русскими инженерами или были набраны на месте. Затем было набрано и отправлено на строительные работы несколько десятков тысяч китайцев, в подавляющем большинстве посредством больших контрактов, заключенных в провинциях Шаньдун и Чжили (Хэбэй). Первым и самым значимым китайским подрядчиком, организовавшим поставку рабочих и организацию их работ, был предприниматель Цай Ляньби, сотрудничавший с начальником строительства инженером А.И. Юговичем. Первый опыт русско-китайского взаимодействия на строительстве КВЖД был сложным и противоречивым, однако в целом он был успешным, что и обусловило будущее плодотворное русско-китайское взаимодействие на КВЖД на протяжении нескольких десятилетий. In the Russian historiography of the construction of the Chinese Eastern Railway, there is a tradition of studying the contribution of Russians to the construction of the road and the city of Harbin. However, along with the Russians, from the first days of the construction of the CER, the Chinese worked alongside the Russians. From the first days of construction work, most of the construction workers of the CER were Chinese. Based on the evidence of the Russian builders of the CER and the first researchers of the road, the historical picture of Chinese participation in the construction of the road and the city of Harbin is restored, a set of issues and problems related to the involvement of Chinese in the construction site, the organization of work, the relationship between representatives of two peoples and states is revealed. Both published materials and documents stored in archival collections of Russia and the USA, documents of Russian and Chinese origin are involved in the work. The chronological scope of the study is limited to the first stage of the construction of the CER (1898 - early 1900). The first Chinese workers arrived at the construction site with Russian engineers or were recruited locally. Then several tens of thousands of Chinese were recruited and sent to construction work, the vast majority through large contracts concluded in the provinces of Shandong and Zhili (Hebei). The first and most important Chinese contractor who organized the supply of workers and the organization of their work was entrepreneur Cai Lianbi, who collaborated with the head of construction, engineer A.I. Yugovich. Russian Russian-Chinese cooperation's first experience in the construction of the CER was complex and contradictory, but on the whole it was successful, which determined the future fruitful Russian- Chinese cooperation on the CER for several decades.
Журнал: Проблемы Дальнего Востока
Выпуск журнала: № 1
Номера страниц: 109-124
ISSN журнала: 01312812
Место издания: Москва
Издатель: Российская академия наук, Институт Китая и современной Азии РАН