Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.15393/j2.art.2024.7823
Ключевые слова: weighting of factors, expert assessment, holding power, natural and climatic factors, technological factors, operational factors, весомость факторов, экспертная оценка, несущая способность, природно-климатические факторы, технологические факторы, эксплуатационные факторы
Аннотация: Несущая способность автомобильной дороги является одним из важнейших показателей для эффективной её эксплуатации. При снижении данного показателя значительно снижается пропускная способность дороги. Особенно это актуально при сезонной вывозке древесины по лесовозным дорогам. Для сохранения несущей способности автомобильной дороги еПоказать полностьюё следует правильно эксплуатировать, учитывая все негативные факторы. В настоящее время изучено множество зависимостей и предложены мероприятия по снижению отрицательного воздействия на автодорогу. Однако в сложных автодорожных процессах уже необходимо использовать многофакторное моделирование. Целью настоящего исследования является определение факторов, влияющих на несущую способность автомобильной дороги с покрытием капитального типа, а также их значимость. Для исследования, по результатам литературного анализа, определены 35 факторов. Условно каждый фактор отнесён к одной из групп: природно-климатическая, технологическая, эксплуатационная. Анализ факторов проводился по результатам экспертных оценок. Экспертами являлись инженерно-технические работники автодорожных предприятий, сотрудники Министерства транспорта Красноярского края и представители кафедры автомобильных дорог и городских сооружений Сибирского федерального университета. Всего в оценке участвовало 18 человек. При анализе оценок определены весомости каждого фактора. Наибольшая весомость с суммой 9,2 % у показателей «Влажность грунта» и «Материал дорожной одежды». Также можно выделить факторы с весомостью более 0,04. Количество таких показателей равно 6, именно на них следует воздействовать, в первую очередь, при управлении несущей способностью. Кроме того, были определены 17 из 35 факторов с показателем весомости менее 0,025, их оценки незначительные. При оценке дисперсии и вариации согласованность мнений экспертов определена как удовлетворительная. В целом результаты исследований согласуются с ранее полученными данными, представленными в авторитетных научных изданиях. В дальнейших исследованиях, при проведении лабораторных испытаний необходимо учитывать 6 наиболее значимых факторов: влажность грунта; материал дорожной одежды: температура воздуха и солнечная радиация; величина нагрузки на ось транспортного средства и показатель давления в автомобильных шинах; количество повторений приложения тяжёлой нагрузки и интервал между этими приложениями; плотность слоёв дорожной одежды и земляного полотна. The holding power of a highway is one of the most important indicators for its effective operation. The traffic capacity of the road reduces significantly when this indicator decreases. This is especially true for seasonal highway haul. To preserve the holding power of the highway, it should be properly operated with all negative factors taken into account. Currently, many characteristics have been studied and measures have been proposed to reduce the negative impact on the highway. However, multifactorial modeling should be used in complex road processes. The purpose of this study is to determine the factors affecting the holding power of a principle-type paved highway, as well as their significance. According to the results of the literary analysis, 35 factors were identified for the study. Tentatively each factor was placed into one of the groups: natural-climatic, technological, and operational. The analysis of the factors was based on the results of expert assessments. The experts were engineering and technical workers of road enterprises, employees of the Ministry of Transport of the Krasnoyarsk Territory and representatives of the Department of Highways and Urban Structures of the Siberian Federal University, Russia. A total of 18 people participated in the assessment. When analyzing the estimates, the weighting of each factor was determined. The indicators «Soil moisture» and «Pavement material» had the greatest weight of 9.2 %. It was also possible to identify factors with a weight of more than 0.04. The number of such indicators was six. These factors should be the first ones to take into account when controlling the highway holding power. Besides, 17 out of 35 factors with a weighting index of less than 0.025 were assumed insignificant. In assessing the variance and variation, the consistency of expert opinions was determined to be satisfactory. In general, the research results are consistent with those previously obtained and presented in reputable scientific publications. For further laboratory tests it is necessary to take into account the six most significant factors: soil moisture, pavement material, air temperature and solar radiation, the magnitude of the load on the axle of the vehicle and the tire pressure indicator, the number of repetitions of heavy load application and the interval between these applications, the density of layers of pavement and roadbed.
Журнал: Resources and Technology
Выпуск журнала: Т. 21, № 2
Номера страниц: 114-128
ISSN журнала: 23070048
Место издания: Петрозаводск
Издатель: Петрозаводский государственный университет