Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.31804/2782-4926-2024-34-51
Ключевые слова: haymaking, painting, russian peasantry, everyday life, art, сенокос, живопись, русское крестьянство, повседневность, искусство
Аннотация: Данная статья посвящена исследованию образа трудовой повседневности крестьян на территории России во второй половине XIX века посредством анализа сюжета сенокоса в живописных произведениях. В работе приводится анализ четырёх картин, главной темой которых является крестьянский труд в период сенокоса, а также анализ двух произведенийПоказать полностью, изображающих отдых крестьян во время сенокосных работ. Были охарактеризованы особенности одежд крестьян, социальной и половозрастной структуры персонажей, а также используемой в ходе полевых работ техники и инструментов. Анализ иконографии сенокосной страды и ее образа позволил выйти за пределы единичных особенностей картин и обратиться к общему историко-культурному контексту. В ходе исследования были выявлены традиции, характеризующие образ крестьянской повседневности в России XIX века, а также определены сходства и различия этих традиций в разных деревнях и частях страны. Так, персонажей всех произведений объединяет слаженный характер труда и кажущаяся лёгкость выполняемой крестьянами работы. Также заметен общий подход к персонажам, репрезентирующим детский и женский труд. Было выявлено, что традиции сцены сенокоса на территории Малороссии значительно отличаются от представлений в остальной части России, что отражается в изображении одежд, а также в представлении в сцене сенокоса волов. Однако традиции изображения сенокосной поры в других частях России также имеют отличия в костюме героев и половозрастном распределении полевых работ. Таким образом, был сделан вывод, что не существует единых для всей России традиций образа сенокосной поры и крестьянского общества XIX века. This article is devoted to the study of the image of peasants' everyday life in Russia in the second half of the 19th century through the analysis of the haymaking plot in paintings. The paper analyses four paintings, the main theme of which is peasant labour during the haymaking period, as well as two works depicting peasants' rest during haymaking. The peculiarities of the peasants' clothing, the social and gender-age structure of the characters, and the techniques and tools used during field work were characterised. Analyses of the iconography of the haymaking season and its image made it possible to go beyond the isolated features of the paintings and turn to the general historical and cultural context. The study revealed the traditions that characterise the image of peasant everyday life in nineteenth-century Russia, and identified similarities and differences between these traditions in different villages and parts of the country. Thus, the characters of all the works are united by the harmonious nature of labour and the seeming ease of work performed by peasants. There is also a common approach to the characters representing child and women's labour. It was revealed that the traditions of the haymaking scene in the territory of Malorossiya differ significantly from the representations in the rest of Russia, which is reflected in the depiction of clothes, as well as in the representation of oxen in the haymaking scene. However, the traditions of the haymaking season image in other parts of Russia also have differences in the costume of the characters and the gender and age distribution of field work. Thus, it was concluded that there are no traditions of the image of the haymaking season and peasant society of the 19th century that are unified for the whole Russia.
Журнал: Сибирский искусствоведческий журнал
Выпуск журнала: Т. 3, № 2
Номера страниц: 34-51
ISSN журнала: 27824926
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья