Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.31804/2782-540X-2024-3-2-6-18
Ключевые слова: personality, learned helplessness, independence, ART therapy, psychodiagnostics, личность, выученная беспомощность, самостоятельность, арт-терапия, психодиагностика
Аннотация: Современная психология все чаще обращается в своих исследованиях к феномену выученной беспомощности, в связи с большой распространенностью этого состояния у представителей разных возрастных групп. Это актуализирует детализированное исследование того, что представляет собой данный феномен и какие способы решения этой проблемы действПоказать полностьюенны и уместны на сегодняшний день. Феномен выученной беспомощности в современной психологии описывается как состояние, при котором индивид не стремится к улучшению своего положения, имея при этом такие возможности. Анализ литературы и научных исследований свидетельствует, что данный феномен проявляется в четырех личностных сферах человека: эмоциональной, мотивационной, когнитивной, волевой. Условия и механизм формирования выученной беспомощности становится возможным изучить в процессе онтогенеза путем исследования дефицитарных проявлений в данных сферах личности. Процесс терапии выявленных дефицитов требует мультифункционального подхода с учетом многокомпонентной структуры заявленного состояния. Арт-терапия соответствует требуемым характеристикам и позволяет на глубинном уровне исследовать сформировавшиеся искажения. Широкий спектр инструментов, используемых в данном подходе, позволяет гибко подобрать индивидуальный подход в составлении плана психологической работы, усиливая ресурсные качества субъекта и избегая ретравматизации в процессе. Важным связующим элементом является субъективность самоощущения при наличии симптомокомплекса выученной беспомощности в психологическом анамнезе и субъективность продуктов арт-терапевтической работы, проводимой с человеком с диагностической и терапевтической целью. Modern psychology is increasingly turning in its research to the phenomenon of learned helplessness, due to the high prevalence of this condition among representatives of different age groups. This actualizes a detailed study of what this phenomenon is and what ways to solve this problem are effective and appropriate today. The phenomenon of learned helplessness in modern psychology is described as a condition in which an individual does not strive to improve his situation, while having such opportunities. An analysis of literature and scientific research indicates that this phenomenon manifests itself in four personal spheres of a person: emotional, motivational, cognitive, and volitional. It becomes possible to study the conditions and mechanism of formation of learned helplessness in the process of ontogenesis by studying deficit manifestations in these areas of personality. The process of therapy of the identified deficiencies requires a multifunctional approach, taking into account the multicomponent structure of the claimed condition. Art therapy meets the required characteristics and allows you to explore the formed distortions at a deep level. A wide range of tools used in this approach allows you to flexibly choose an individual approach in drawing up a psychological work plan, strengthening the resource qualities of the subject and avoiding retraumatization in the process. An important connecting element is the subjectivity of self-perception in the presence of a symptom complex of learned helplessness in a psychological history and the subjectivity of the products of art therapy work carried out with a person for diagnostic and therapeutic purposes.
Журнал: Азия, Америка и Африка: история и современность
Выпуск журнала: Т. 3, № 2
Номера страниц: 6-18
ISSN журнала: 2782540X
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья