ЗНАЧЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ КАК ИДЕАЛООБРАЗУЮЩЕГО КОМПОНЕНТА В СТРУКТУРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Ключевые слова: perspective, renaissance, philosophical and art analysis, theory of visual arts, перспектива, эпоха Возрождения, философско-искусствоведческий анализ, теория изобразительного искусства

Аннотация: Любое произведение искусства как пространство идей и понятий вписано в чувственно воспринимаемые границы, композиционные формулы, без которых изучение подобного пространства было бы вряд ли возможно. В статье исследуется один из аспектов такого взаимодействия, а именно - функциональное значение способа изображения предметов и простПоказать полностьюранства на плоскости, т. е. перспективы, в системе художественного произведения. Наиболее репрезентативными в этом отношении оказались памятники живописи эпохи Возрождения - времени, когда технические приемы осмыслялись, становясь содержанием богатого теоретического знания. И именно анализ трактатов этого периода предварил исследование. Более поздний труд Э. Панофского позволил рассматривать перспективу как символическую форму. Руководствуясь теорией изобразительного искусств Н. П. Копцевой и В. И. Жуковского, удалось выделить перспективу как знак «субъект-языковой» формы диалога художника и художественного материала; а также провести философско-искусствоведческий анализ картины «Мертвый Христос» Андреа Мантеньи - яркого примера виртуозной работы с перспективой. Выявленная художественная идея и другие результаты в достаточной мере позволили исследовать функциональное значение перспективы в системе произведения, отметить особенности конкретной работы. Any work of art, as repositories of ideas and concepts, are bounded by sensory limitations and compositional principles essential for their examination. This article delves into the role of perspective - the method of representing objects and space on a two-dimensional plane - in the structure of an artwork. The Renaissance stands out as particularly illustrative in this context, characterized by the development of technical methods evolving into a rich theoretical substrate. Preceding this examination is an analysis of treatises from the aforementioned period. E. Panofsky's subsequent work facilitated viewing perspective as a symbolic construct. Drawing upon the Theory of Visual Arts by N. P. Koptseva and V. I. Zhukovsky, perspective is identified as a marker of the "subject-linguistic" dialogue between the artist and the art material. This study also involves a philosophical and art analysis of Andrea Mantegna's painting «Dead Christ», exemplifying exceptional utilization of perspective. The discerned artistic idea and accompanying findings enable an exploration of perspective's functional importance within the framework of the artwork, highlighting distinctive characteristics of the specific piece.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Северные Архивы и Экспедиции

Выпуск журнала: Т. 8, 2

Номера страниц: 147-155

ISSN журнала: 25421158

Место издания: Красноярск

Издатель: ООО «МЦПК г. Красноярск»

Персоны

  • Дериглазов Антон Витальевич (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных