Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Ключевые слова: historical genre, historical subjects, Siberian painting, zonal art exhibitions "Siberia Socialist", interregional art exhibitions "Siberia", artists of Krasnoyarsk, regional identification, исторический жанр, исторические сюжеты, живопись Сибири, зональные художественные выставки "Сибирь социалистическая", межрегиональные художественные выставки "Сибирь", художники Красноярска, региональная идентификация
Аннотация: Гипотеза, лежащая в основе настоящего исследования, предполагает способность произведений исторического жанра выступать художественными репрезентантами региональной идентичности. На основании выдвинутой гипотезы автором были выявлены закономерности существования произведений на исторические сюжеты в региональной художественной кульПоказать полностьютуре и доказана причастность исторической живописи к сложному и многоаспектному процессу региональной идентификации. Рассмотренная на материале анализа зональных художественных выставок «Сибирь социалистическая» (1964 - 1985) и «Сибирь» (1991 - 2023), сюжетная дифференциация произведений исторического жанра раскрывается как универсальный принцип функционирования системы региональной художественной культуры, который может быть использован при рассмотрении других художественных феноменов с точки зрения их причастности к процессу региональной идентификации в зависимости от места их создания и региональной принадлежности. В выборку были включены около 160 живописных произведений сибирских художников, в разное время написанных на исторические сюжеты и представленных на специализированных межрегиональных сибирских художественных выставках. Для проведения контент-анализа выставок произведения группировались по принципу сюжетно-тематического сходства и по региону происхождения (Енисейская Сибирь, Западная Сибирь и Восточная Сибирь) в соответствии с годами проведения межрегиональных выставок. Для верификации гипотезы, уточнения информации и расширения источниковедческой базы исследования использовался Государственный каталог музейного фонда РФ, каталоги тематических и персональных художественных выставок сибирских художников, материалы печатных органов Союза художников РСФСР, материалы областных и краевых сибирских газет, альманах «Сибирские огни». Теоретическим источником исследования стали монографии, вступительные статьи каталогов художественных выставок, научные и публицистические статьи разных лет ведущих сибирских искусствоведов. Живописные произведения на исторические сюжеты рассматриваются в статье не в качестве художественных феноменов, а как значительные социально-культурные явления, участвующие в процессе формирования регионального самоопределения человека и общества, поэтому приведенные в статье результаты анализа являются не столько искусствоведческим исследованием художественной образности этих произведений, сколько статистической оценкой исторической живописи как социокультурного явления в его репрезентативном потенциале. The hypothesis underlying this study suggests the ability of works of the historical genre to act as artistic representatives of regional identity. Based on the hypothesis put forward, the author identified the patterns of the existence of works on historical subjects in regional artistic culture and proved the involvement of historical painting in a complex and multidimensional process of regional identification. Considered on the basis of the analysis of the zonal art exhibitions «Siberia Socialist» (1964 - 1985) and «Siberia» (1991 - 2023), the plot differentiation of works of historical genre is revealed as a universal principle of functioning of the system of regional artistic culture, which can be used when considering other artistic phenomena from the point of view of their involvement in the process of regional identification depending on from the place of their creation and regional affiliation. The sample included about 160 paintings by Siberian artists, painted at various times on historical subjects and presented at specialized interregional Siberian art exhibitions. To conduct a content analysis of the exhibitions, the works were grouped according to the principle of plot-thematic similarity and by region of origin (Yenisei Siberia, Western Siberia and Eastern Siberia) in accordance with the years of interregional exhibitions. To verify the hypothesis, clarify information and expand the source base of the study, the State Catalog of the Museum Fund of the Russian Federation, catalogs of thematic and personal art exhibitions of Siberian artists, materials of the printing bodies of the Union of Artists of the RSFSR, materials of regional and regional Siberian newspapers, the almanac "Siberian Lights" were used. The theoretical source of the research was monographs, introductory articles of catalogues of art exhibitions, scientific and journalistic articles of various years by leading Siberian art historians. Paintings based on historical subjects are considered in the article not as artistic phenomena, but as significant socio-cultural phenomena involved in the process of forming regional self-determination of a person and society, therefore, the results of the analysis presented in the article are not so much an art criticism study of the artistic imagery of these works, as a statistical assessment of historical painting as a socio-cultural phenomenon in its representative potential.
Журнал: Северные Архивы и Экспедиции
Выпуск журнала: Т. 8, № 2
Номера страниц: 81-95
ISSN журнала: 25421158
Место издания: Красноярск
Издатель: ООО «МЦПК г. Красноярск»