Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.20913/2618-7515-2024-2-2
Ключевые слова: philosophy of science, sankhya philosophy, prakriti (matter), purusha (spirit), multiple gunas of three types: «sattva», «rajas», «tamas», string theory analogy, concept of consciousness by D. Chalmers, J. Wheeler about information, silicon and biological basis, the concept of consciousness, ambitions of artificial consciousness, human consciousness, risks of interaction, философия науки, философия Санкхья, материальная Пракрити, духовная Пуруша, множество трех типов гун: «саттва», «раджас», «тамас», аналогия теории струн, концепция сознания Д. Чалмерса, Дж. Уилер об информации, кремниевые и биологические основания, феномен сознания, амбиции искусственного сознания, сознание человека, риски взаимодействия
Аннотация: Введение. В статье рассматривается формирование древней индийской философии, ее связь с сознанием. От зарождения она прошла долгий путь параллельно с философией Китая и античной Греции. В то же время идеи некоторых ее направлений и школ отличаются рядом особенностей. Постановка задачи. На примере философской школы Санкхья мы исследПоказать полностьюуем становление взглядов древних философов Индии на эволюцию Вселенной, природы и человека. Особое внимание уделяем концепции сознания. Методика и методология исследования. В системе философии Санкхья мы выделяем основополагающие Пракрити и Пуруши. Другие элементы являются дополнительными. Особое значение философы древности придавали трем вибрирующим гунам: это «саттва», «раджас» и «тамас». Нами вскрываются функциональные связи между гунами. Их взаимодействие: равновесие или доминирование, которые определяют все разнообразие материальных и духовных процессов. Эволюция Вселенной в трактовке Санкхья близка к научной теории Большого взрыва. От воздействия стимула на бессознательный хаос развитие природы прослеживается посредством усложнения атомов. Результатом эволюции человека является появление у него производных сознания: интеллекта, ума и Я (Эго). Это позволяет глубже понять особенности поведения реальной личности. Йога дополняет Санкхья и дает возможность осуществлять трансформацию сознания в ряду состояний. Результаты. Анализ удалось осуществить на малоизвестных в российской печати научных статьях и монографиях. Познание развивается по спирали. Через два с половиной тысячелетия от рождения гун появилась научная теория струн. Мы проводим некоторые аналогии между древнеиндийскими гунами и современной теорией струн. Обосновываем теорию сознания уже не квантовой теорией, а более глубокой теорией струн. Концепция сознания аргументируется в русле научной парадигмы Т. Куна. Ведущими являются идеи философа Д. Чалмерса и физика Дж. Уилера об информации. Выводы. Таким образом, феномен сознания имеет кремниевую и биологическую основы. Настаиваем на применении смыслового понятия искусственного сознания вместо искусственного интеллекта. Следовательно, между сознанием человека и искусственным сознанием могут возникать опасные риски доминирования последнего. Introduction. In this paper, the formation of the ancient Indian philosophy has been studied and its connection to consciousness. The Indian philosophy has come a long way from its onset, in parallel with the Chinese and Ancient Greek philosophy. At the same time, the ideas of some of its branches and schools differ in a number of features. Purpose setting. By the example of the Sankhya school of philosophy, we have explored the evolution of the views of ancient Indian philosophers on the evolution of the Universe, nature and man. We have put particular emphasis on the concept of consciousness. Methodology and methods of the study. In Sankhya system, the fundamental Prakriti and Purusha principles are identified. Other elements are supplementary. Ancient philosophers laid special emphasis on the three vibrating gunas. These are sattva, rajas, and tamas. We have revealed the functional connections among the gunas. The way they interact, in balance or dominance, determines the entire variety of material and spiritual processes. The evolution of the Universe in the Sankhya interpretation is close to the scientific theory of the Big Bang. The development of nature can be traced through the complication of atoms starting from the influence of a stimulus on unconscious chaos. The result of human evolution is the emergence of consciousness derivatives: intellect, mind and I (Ego). This allows better understanding of the behavioral characteristics of an existing personality. Yoga complements Sankhya system and makes it possible to transform consciousness in a number of states. Results. The analysis was carried out using scientific articles and monographs relatively unknown in the Russian press. Cognitive development occurs in a spiral. The scientific theory of strings appeared two and a half millennia after the emergence of the gunas concept. We have made a number of analogies between ancient Indian gunas and contemporary string theory. And have substantiated the theory of consciousness not with quantum theory, but with a deeper string theory. The concept of consciousness is supported in line with the scientific paradigm of T. Kuhn. The leading ideas are the ideas about information of D. Chalmers and the physicist J. Wheeler. Conclusion. Thus, the phenomenon of consciousness has a silicon and biological basis. We insist on using the semantic concept of artificial consciousness instead of artificial intelligence. Therefore, between human consciousness and artificial consciousness there may be dangerous risks of dominance of the latter.
Журнал: Профессиональное образование в современном мире
Выпуск журнала: Т. 14, № 2
Номера страниц: 200-209
ISSN журнала: 22241841
Место издания: Новосибирск
Издатель: Новосибирский государственный аграрный университет