Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Ключевые слова: trigger, Trigger Statement, linguistic markers of trigger, триггер, триггерное высказывание, лингвистические маркеры триггерности
Аннотация: В гуманитарной науке триггерными называют любые объекты, явления или события, которые оказывают влияние на поведение людей или общество в целом. Все чаще понятие «триггер» используют применительно к языку и речи. В лингвистике триггерами называют то, что способствует возникновению нового значения, определяет развитие сюжета, порождПоказать полностьюает острую негативную реакцию и т.д., то есть это понятие оказывается многозначным. С учетом концептуальных положений психолингвистики о сущности речевого воздействия, психической природе оценивания, о возникновении эмоций и их роли в формировании мотивов, а также на основе анализа речевого материала авторы статьи выделяют основные критерии идентификации триггерных высказываний: направленность на эмоции в качестве основной мишени воздействия; заключенный в высказывании ценностный компонент или посыл; оценочный характер реакции адресата и ее ситуативно-контекстуальная обусловленность; функциональный потенциал, связанный с влиянием на картину мира и поведение адресата. В качестве вывода предлагается следующее определение триггерного высказывания: это высказывание, идентифицируемое с учетом оценочной реакции адресата, вызывающее у него в определенной конситуации такие ценностные ассоциации и эмоциональные переживания, которые могут способствовать переосмыслению им того или иного события/явления и тем самым мотивировать его на совершение какого-либо действия, поступка. In the humanities, any objects, phenomena or events that influence the behavior of people or society as a whole are called triggers. The concept of “trigger” is used in relation to language and speech more often. In linguistics, the term “trigger” is used to denote something that contributes to the emergence of a new meaning, determines the development of the plot, generates an acute negative reaction, etc. Thus, the concept turns out to be ambiguous. Taking into account the conceptual provisions of psycholinguistics on the essence of speech influence, the mental nature of evaluation, the emergence of emotions and their role in the formation of motives, as well as based on the analysis of speech material, the authors of the article define the main criteria for identifying trigger statements: focus on emotions as the main target of influence; the value component or message contained in the statement; the evaluative nature of the reaction the addressee and its situational-contextual conditionality; functional potential associated with the influence on the worldview and behavior of the addressee. As a conclusion, the following definition of a trigger statement is given: a statement identified taking into account the addressee's evaluative reaction, causing them in a certain con-situation such value associations and emotional experiences that can contribute to their rethinking of a particular event/phenomenon and thereby motivate them to commit any action, deed.
Журнал: Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки
Выпуск журнала: Т.17, №5
Номера страниц: 916-925
ISSN журнала: 19971370
Место издания: Красноярск
Издатель: Сибирский федеральный университет