Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.18127/j00338486-202404-15
Ключевые слова: radionavigation, monocone antenna, medium frequency, радионавигационная система, моноконическая антенна, средние волны
Аннотация: Постановка проблемы. В наземных радионавигационных системах диапазона средних волн используется шумоподобный радионавигационный сигнал, ширина полосы частот которого составляет до 30% от центральной частоты. Для исключения частотных искажений сигнала приемо-передающие антенны системы должны обеспечивать удовлетворительное согласоваПоказать полностьюние с фидерным трактом во всей полосе частот. С другой стороны, габаритные размеры антенн ограничены техническими возможностями их реализации, что делает затруднительным применение полноразмерных резонансных антенн в виде несимметричного вертикального монополя высотой около 0,25 длины волны. Цель. Провести экспериментальное исследование широкополосной моноконической антенны диапазона средних волн. Результаты исследования. Рассмотрена моноконическая антенна, имеющая форму перевернутого конуса, образованного набором наклонных проводников, и снабженная системой противовесов, размещенных на подстилающей поверхности. Показано, что при высоте антенны 26 м (около 0,16 длины волны центральной частоты) достигается уровень КСВН ≤ 2 в полосе частот более 40%. Выполнено электродинамическое моделирование, направленное на определение оптимальной конфигурации антенны при сохранении ее приемлемых габаритных размеров. Установлена существенная зависимость входного сопротивления антенны от конструкции узла питания. Разработана механическая конструкция антенны, включающая в себя опорную мачту, несущий обруч, излучающие проводники, противовесы и систему удерживающих растяжек, а также изготовлен и смонтирован ее экспериментальный образец. В результате измерений получен уровень КСВН ≤ 2 в полосе частот 1,61-2,48 МГц, что совпадает с результатами моделирования. Практическая значимость. Представленные результаты подтверждают возможность создания моноконической антенны диапазона средних волн, которая обеспечивает хорошее согласование с фидерным трактом в рабочем диапазоне частот радионавигационной системы и таким образом позволяет уменьшить ошибку измерения радионавигационных параметров. Terrestrial radio navigation systems keep playing a significant role in radio navigation due to high noise and jam immunity in comparison to global navigation satellite systems. Signals with a relative bandwidth of 30% or more are used in radio navigation of the medium wave range. To avoid navigation signal frequency distortions, the base station antenna must be matched with the output of the transmitter over entire operating bandwidth. An acceptable level of matching can be estimated as VSWR ≤ 2. The most common type of medium wave antennas is a vertical monopole with a ground metal screen. The height of the antenna is 22 m or 0.14 λ at the central frequency. This value is limited by the technical capabilities of manufacturing, transportation and deployment. The input impedance of such antennas has a small active and large reactive component, which does not allow good matching even when using matching circuits. It is promising to use conical wideband monopoles. The antenna is formed of a set of verticals - inclined conductors connected at the bottom of the antenna, and ground screen. In the authors’ previous work, the main parameters of the antenna were determined, ensuring VSWR < 2 in the frequency band of 30% or more: 16 verticals, 16 ground screen conductors, the carrier rim height 22 m, carrier rim diameter 28 m, mast height 26 m, ground screen radius 14 m. A significant effect of the feeding unit design was revealed. To ensure the required bandwidth, the feeding port must be located strictly along the antenna axis and connected directly to all verticals and ground screen conductors. The mechanical design of the antenna was carried out and antenna was fabricated and mounted. It is implemented as a spatial cable structure and does not require heavy equipment for the deployment. The antenna mast is assembled of triangular truss separate sections and fixed with guy ropes. The mast is mounted on insulators and equipped with a lightning rod. The verticals are made of steel cable and are stretched between the upper fiberglass support rim and the lower support ring. The support rim is made up of separate straight segments and is held on the mast by a stretch system. In the lower of the mast verticals are fixed through insulators on the support ring and connected to the junction box with balun and transition to a coaxial feeder line. The measured VSWR and input impedance are in good coincide with the simulation results. VSWR ≤ 2 is reached in the range of 1.61-2.49 MHz, which fits to the navigational signal bandwidth.
Журнал: Радиотехника
Выпуск журнала: Т.88, №4
Номера страниц: 149-157
ISSN журнала: 00338486
Место издания: Москва
Издатель: ООО "Издательское предприятие редакции журнала "Радиотехника"