Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.15293/1813-4718.2402.02
Ключевые слова: economic education, economic competence of the teacher, competencies, economic literacy of students (learners), экономическое воспитание, экономическая компетентность педагога, компетенции, экономическая грамотность учащихся (обучающегося)
Аннотация: Постановка проблемы. Современное общество нуждается в экономически образованном, воспитанном члене общества, а современное образование - в педагоге, который способен работать в условиях неопределенности. У педагога должна быть сформирована готовность к профессиональной деятельности в условиях постоянного обновления, трансформации оПоказать полностьюбразовательной среды. Успешность педагога в своей профессиональной деятельности не может быть обеспечена только за счет сформированной профессиональной компетентности. Необходимы знания и умения в других сферах деятельности: управленческой, экономической, правовой, цифровой, - которые позволят ему в процессе преподавания конкретной учебной дисциплины осуществлять экономическое воспитание обучающихся. Цель статьи - выявить теоретические основания и предложить один из подходов формирования экономической компетентности педагога в процессе подготовки в вузе, которая позволит ему развивать экономическую грамотность у учащихся. Методология (материалы и методы). Исследование научных трудов ученых, нормативных документов в сфере образования, опрос педагогов, студентов, учащихся, родителей, руководителей образовательных организаций позволили выявить и обосновать необходимость формирования в вузе экономической компетентности педагога, содержания и особенностей реализации этого процесса. В статье показаны различные подходы к формированию экономической, финансовой грамотности учащихся работающим педагогом в процессе своей профессиональной деятельности. Результаты исследования. В статье исследованы предпосылки и выявлены особенности формирования экономической культуры общества, человека, его экономической грамотности. Решение этой задачи позволит сформировать у нового поколения россиян способности быстро реагировать на изменения в мире, выстроить целостное представление о системе экономических отношений, понимание механизмов функционирования социально-экономических институтов. Раскрыта сущность и структура экономической компетентности, грамотности педагога, которая позволит ему в процессе своей профессиональной деятельности, при преподавании конкретной учебной дисциплины формировать у учащихся экономическую грамотность. Заключение. В результате проведенного исследования обоснована необходимость формирования экономической грамотности у учащихся в процессе преподавания педагогом конкретного предмета в школе, что позволит им успешно социализироваться в современном обществе. Setting the problem. Modern society needs economically educated and well-mannered community members. Currently, the teacher should able to work in conditions of uncertainty. He must be prepared for professional activity in constantly renewing and transforming educational environment. The success of a teacher in carrying out his professional activities cannot be ensured only by having developed professional competences. One needs knowledge and skills in other areas, e.g., managerial, economic, legal, digital. All this allows to carry out economic education of students while teaching them a specific academic discipline. The purpose of the article is to identify the theoretical foundations and to propose one of the approaches in developing the economic competence of a teacher during university training that allows to develop economic literacy among students. Methodology (materials and methods). The study of scientific works, regulatory documents in the field of education, a survey of teachers, students, parents, heads of educational organizations made it possible to identify and justify the need to develop the economic competence of a teacher in the framework of university training. It also helped to specify the content and features for the implementation of this competence development. The article shows various approaches to developing students' economic and financial literacy that the teacher uses in his professional activities. Research results. The article examines the prerequisites and identifies the features of the economic culture and literacy on the level of society and a person. Solving this problem can allow the new generation of Russians to develop the ability to quickly respond to changes in the world, to form a holistic understanding in the system of economic relations, and functioning mechanisms of socio-economic institutions. The article reveals the essence and the structure of economic competence and literacy of a teacher, that will allow him to form students' economic literacy in the course of his professional activities, when teaching a specific academic discipline. Conclusions. The study has proved the need to develop economic literacy among students in the process of teaching a specific subject at school as it will help successful socialization in modern society.
Журнал: Сибирский педагогический журнал
Выпуск журнала: №2
Номера страниц: 19-26
ISSN журнала: 18134718
Место издания: Новосибирск
Издатель: Новосибирский государственный педагогический университет