Профессиональные коммуникации в функциональном пространстве образовательного суверенитета России : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.20913/2618-7515-2024-1-3

Ключевые слова: Social and Political Philosophy, education as a socio-cultural phenomenon and social institution, education sovereignty, quality of higher education, professional communications, социальная и политическая философия, образование как социокультурный феномен и социальный институт, образовательный суверенитет, качество высшего образования, профессиональные коммуникации

Аннотация: Введение. В статье обосновывается необходимость формирования новой концепции суверенизации отечественного профессионального образования как самодостаточной системы, опирающейся на актуальное историческое наследие и прогнозный анализ основных тенденций развития общества. Утверждается необходимость трансформации высшего профессиональПоказать полностьюного образования для формирования нового качества образовательных программ и оценки профессиональных навыков и компетенций выпускников, ориентированных на решение новых задач, соответствующих современной государственной политике Российской Федерации.Постановка задачи. Выявление основных критериев, необходимых для построения новой модели суверенного образовательного пространства, в частности расширение спектра профессиональной подготовки, в том числе в сфере информационных технологий в рамках всероссийского проекта «цифровых кафедр», и ориентация на отечественных работодателей и отечественные технологии с целью формирования технологического, производственного и образовательного суверенитета России.Методика и методология исследования. Новое качество образовательных программ и практик невозможно без нового подхода к его оценке, которая осуществляется посредством совместной работы университетов, профильных органов государственной власти и профессионального сообщества. В качестве примера рассмотрена система внутреннего мониторинга образовательных программ ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева».Результаты. Анализ критериев оценки качества образования высших учебных заведений (как внутреннего мониторинга образовательных программ), профильных органов государственной власти (как аккредитационного мониторинга) и профессионального сообщества (посредством профессионально-общественной аккредитации) позволил выявить готовность университетского и профессионального сообществ к формированию нового качества образования, основанного на взаимно эффективных профессиональных коммуникациях.Выводы. Рассмотренные критерии оценки качества образования соответствуют критериям, необходимым для построения новой модели образовательного пространства в части расширения спектра профессиональной подготовки и ориентации на отечественные технологии и работодателей для обеспечения приоритетных отраслей экономики высококвалифицированными кадрами. Introduction. The article substantiates the necessity for developing a novel concept of sovereign national vocational education as a self-sufficient system based on historical heritage and predictive analysis of the key trends in societal development. The authors emphasize on the need for transforming the system of higher professional education and the subsequent creation of a novel framework for improving educational programs and the qualitative assessment of professional skills of graduates, which are directed at solving the challenges facing the current state policy of the Russian Federation.Purpose setting. The main criteria for building a new model of sovereign education space are identified. These, in particular, include expanding the range of professional training, especially, the field of information technology within the framework of the «Digital Departments» National Project; a key aspect is shifting towards domestic employers and stimulating home-grown technologies with the objective of gaining national technological, industrial, and education sovereignty.Methodology and methods of the study. Arguably, achieving quality education in the modern world is impossible without implementing novel approaches, which involve the joint cooperation of universities, relevant civil authorities, and the professional community. The system of internal monitoring of educational programs of Reshetnev Siberian State University of Science and Technology is a successful example of such an approach.Results. Criteria analysis for the quality control of higher educational institutions (the internal monitoring of educational programs), relevant civil authorities (state accreditation monitoring), and the professional community (through professional and public accreditation) have revealed the preparedness of the university and professional communities to form a new quality of education based on mutually effective professional communications.Conclusion. The proposed assessment of the quality of education meet the criteria necessary to build a new model of educational space in terms of expanding the range of vocational training and shifting towards home-grown technologies and domestic employers to provide priority sectors of the economy with highly qualified personnel.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Профессиональное образование в современном мире

Выпуск журнала: Т.14, 1

Номера страниц: 17-25

ISSN журнала: 22241841

Место издания: Новосибирск

Издатель: Новосибирский государственный аграрный университет

Персоны

  • Пискорская С. Ю. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева)
  • Городищева А. Н. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева)
  • Стрельникова С. В. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева)
  • Пискорский Д. М. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева)
  • Рахинский Д. В. (Красноярский государственный аграрный университет)

Вхождение в базы данных