Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.32517/0234-0453-2024-39-1-52-64
Ключевые слова: educational program, curriculum, competencies, learning outcomes, competency-based approach, interdisciplinary links, graph model of curriculum, force-directed algorithm for graph visualization, образовательная программа, учебный план, компетенции, образовательные результаты, компетентностный подход, междисциплинарные связи, графовая модель учебного плана, силовой алгоритм визуализации графа
Аннотация: Различным участникам образовательного процесса важно иметь возможность оценить качество образовательной программы, ее сбалансированность и соответствие заявленным образовательным результатам. Одним из способов анализа и оценки учебного плана образовательной программы высшего образования может стать представленный в статье алгоритм,Показать полностьюреализованный на языке C++. Он позволяет вычислять различные статистические характеристики учебного плана (например, количество образовательных единиц (дисциплин) и их трудоемкость в зачетных единицах), а также относительный вклад образовательной единицы в формирование компетенций - образовательных результатов.В виде отдельного программного модуля реализована сравнительная оценка основных расчетных показателей по нескольким учебным планам образовательных программ. В алгоритме реализован подход, позволяющий представить данные учебного плана в удобном для визуализации виде - как взвешенный неориентированный граф, вершины которого представляют собой дисциплины учебного плана, а ребра - междисциплинарные связи, демонстрирующие участие дисциплин в формировании одинаковых компетенций. Визуализация такого представления осуществлена с применением программного пакета Gephi.Программная реализация предложенного в работе алгоритма может представлять практический интерес для научно-педагогических работников и административно-управленческого персонала образовательных учреждений высшего образования It is important for various participants of the educational process to be able to assess the quality of the educational program, its balance, and compliance with the stated educational results. One of the ways to analyze and evaluate the curriculum of an educational program of higher education can be the algorithm presented in the article, implemented in C++. It allows to calculate various statistical characteristics of the curriculum (for example, the number of educational units (disciplines) and their labor intensity in credits), as well as the relative contribution of an educational unit to the formation of competencies (learning outcomes).The comparative assessment of the main calculation indicators for several curricula of educational programs is implemented as a separate program module. The algorithm implements an approach that allows presenting the curriculum data in a convenient visualization form - as a weighted undirected graph, the vertices of which represent the disciplines of the curriculum, and the edges interdisciplinary links, demonstrating the participation of disciplines in the formation of the same competencies. Visualization of this representation was carried out using the Gephi software package.The program implementation of the algorithm proposed in the article may be of practical interest to scientific and pedagogical staff and administrative and managerial personnel of educational institutions of higher education
Журнал: Информатика и образование
Выпуск журнала: Т.39, №1
Номера страниц: 52-64
ISSN журнала: 02340453
Место издания: Москва
Издатель: ООО "Образование и Информатика", Российская академия образования