ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.17513/snt.39963

Ключевые слова: sustainable development, education for sustainable development, transformative intelligence, educational process, development, устойчивое развитие, образование в интересах устойчивого развития, преобразующий интеллект, образовательный процесс, развитие

Аннотация: В статье представлена объективно существующая парадигма устойчивого развития цивилизации как системно-согласованного развития экономики, экологии и социума, потребления и воспроизводства в настоящем, не ограничивая возможности профессиональной деятельности будущих поколений. Ориентация на идеи устойчивого развития предполагает осозПоказать полностьюнание противоречия между целями экономической деятельности и требованиями сохранности окружающей природной среды. Действительно, эффективность экономической деятельности определяется максимально полученной прибылью, при этом часто проблема сохранности природной среды не является значимой. С другой стороны, цель сохранения экологического многообразия и природной среды на планете существенно ограничивает достижение максимальной прибыли при осуществлении экономической деятельности. Обозначенные противоречия в целях экономической деятельности и экологических проблем приводят к постановке оптимизационной задачи, сущность которой состоит в поиске сбалансированного решения интегративной задачи в системе экономика - экология - общество. Переход к устойчивому развитию цивилизации во имя сохранения жизни человечества невозможен без воспитания нового человека, менталитет которого основан на императиве духовных, нравственно-моральных ценностей, обладающего высокой ответственностью за результаты своей жизнедеятельности. Формирование такого человека возможно осуществить в системе образования, самом массовом социальном институте. Обоснована актуальность перехода от антропоцентрической модели образования к биосферно-центрической в контексте образования в интересах устойчивого развития, одним из результатов которого является сформированность у обучающихся так называемого преобразующего интеллекта. Актуализация проблемы интеллектуального развития обучающихся в соответствии с вызовами современности позволила определить результаты образования в части интеллектуального развития обучающихся с ориентацией на навыки XXI в., дополненные требованиями к формированию преобразующего интеллекта. В статье обозначены характеристики преобразующего интеллекта, необходимые для осуществления профессиональной деятельности в условиях VUCA мира. Раскрыты возможности дисциплины «Математика» в контексте формирования преобразующего интеллекта, реализуемые в Сибирском федеральном университете и показавшие свою результативность. The article presents an objectively existing paradigm for the sustainable development of civilization as a systemically coordinated development of the economy, ecology and society, consumption and reproduction in the present, without limiting the possibilities of professional activity of future generations. Orientation towards the ideas of sustainable development presupposes awareness of the contradiction between the goals of economic activity and the requirements for preserving the natural environment. Indeed, the efficiency of economic activity is determined by the maximum profit received, while often the problem of preserving the natural environment is not significant. On the other hand, the goal of preserving the ecological diversity and natural environment on the planet significantly limits the achievement of maximum profit in economic activities. The indicated contradictions in the goals of economic activity and environmental problems lead to the formulation of an optimization problem, the essence of which is to find a balanced solution to the integrative problem in the economy-ecology-society system. The transition to the sustainable development of civilization in the name of preserving the life of mankind is impossible without the education of a new person, whose mentality is based on the imperative of spiritual, moral and moral values, who has high responsibility for the results of his life. The formation of such a person can be carried out in the education system as the most massive social institution. The relevance of the transition from an anthropocentric model of education to a biospheric-centric one in the context of education in the interests of sustainable development is substantiated, one of the results of which is the formation of the so-called transformative intelligence. Updating the problem of intellectual development of students in accordance with the challenges of our time made it possible to determine the results of education in terms of intellectual development of students with a focus on 21st century skills, supplemented by the requirements for the formation of transformative intelligence. The article outlines the characteristics of transformative intelligence necessary to carry out professional activities in the VUCA world. The possibilities of the discipline “Mathematics” in the context of the formation of transformative intelligence, implemented at the Siberian Federal University and shown to be effective, are revealed.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Современные наукоемкие технологии

Выпуск журнала: 3

Номера страниц: 157-161

ISSN журнала: 18127320

Место издания: Москва

Издатель: ООО "Издательский дом "Академия естествознания"

Персоны

  • Осипова С.И. (ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»)
  • Гафурова Н.В. (ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»)
  • Бугаева Т.П. (ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»)
  • Осипов В.В. (ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»)

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)
  • Список ВАК