МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ МАРКЕРЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА В УСТНОМ ИСПАНОЯЗЫЧНОМ ДИСКУРСЕ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Идентификатор DOI: 10.17308/lic/1680-5755/2024/1/71-85

Ключевые слова: multimodal markers, verbal markers, non-verbal markers, discursive markers, multimodal analysis, multichannel labeling, elan, gender inequality, feminism, oral Spanish discourse, мультимодальные маркеры, вербальные маркеры, невербальные маркеры, дискурсивные маркеры, мультимодальный анализ, мультиканальное аннотирование, гендерное неравенство, феминизм, устный испаноязычный дискурс

Аннотация: Статья посвящена проблеме выявления мультимодальных маркеров переживания гендерного неравенства в устном испаноязычном дискурсе о феминизме. Актуальность проблематики обусловлена распространением гендерных исследований, а также появлением целого ряда работ, в центре внимания которых находятся мультимодальные маркеры разного рода язПоказать полностьюыковых и неязыковых процессов. Исследование характеризуется научной новизной в силу его мультимодальной направленности, подразумевающей возможность диагностировать специфику переживания гендерного неравенства испаноязычными мужчинами и женщинами посредством мультиканальных маркеров. Цель работы - выявление мультимодальных маркеров переживания гендерного неравенства в испаноязычном дискурсивном пространстве и описание их гендерной специфики. В качестве материала для анализа используются видео мексиканской программы «Sororidad» общей продолжительностью 150 минут, а также нарративные видеоинтервью с носителями испанского языка из Латинской Америки общей продолжительностью 160 минут. Работа осуществлена с помощью метода мультимодального анализа с применением системы для разметки мультимедийных данных ELAN. В ходе мультиканального аннотирования выделены 4 слоя с независимым типом разметки: «Слова», «Жесты», «Мимика», «Интонация». При обсуждении абстрактных проблем, связанных с феминизмом, у женщин преобладают жесты-лимитаторы и повышение громкости голоса, а мужчины предпочитают использовать жесты комфорта, интонацию перечисления, слово-связку como. При обсуждении негативных явлений, связанных с феминизмом, маркерами переживания гендерного неравенства у женщин стали финальный переспрос ino? и жесты-лимитаторы, а в мультимодальном поведении мужчин преобладают дискурсивные маркеры выражения персональной оценки и жесты комфорта, наблюдается также ускорение темпа речи. При обсуждении личного опыта, связанного с феминизмом, у женщин обнаружена тенденция к повышению громкости голоса и использованию интонации выделения, а у мужчин - к удлинению гласных звуков и использованию мимического движения «взгляд вниз». Для всех ситуаций обсуждения для женщин более характерны разнообразные и часто повторяющиеся мимические действия, интонационные явления и мануальные жесты. В женском дискурсе определены такие цепочки мультимодальных маркеров, как: 1) существительное mujer + жест «кавычки»; 2) жест «прижимает руку(-и) к груди» + интонационный маркер «повышение тона голоса». В мужском дискурсе: 1) жест «кавычки» + интонационный маркер «интонация выделения»; 2) жест «указывает прямой рукой в сторону» + интонационный маркер «повышение громкости голоса». Перспективна возможность расширения материала исследования, а также реализация более глубокого анализа фонетического слоя речи при помощи программного обеспечения Praat. The article is devoted to the problem of identifying multimodal markers of experiencing gender inequality in oral Spanish-language discourse about feminism. The relevance of the issue is due to the spread of gender studies, as well as the appearance of a number of works that focus on multimodal markers of various linguistic andnon-linguisticprocesses. The study is characterized by scientific novelty due to its multimodal focus, implying the ability to diagnose the specifics of the experience of gender inequality by Hispanic men and women through multichannel markers. The purpose of the work is to identify multimodal markers of the experience of gender inequality in the Spanish-language discursive space and describe their gender specificity. Videos of the Mexican program “Sororidad” with a total duration of 150 minutes, as well as narrative video interviews with native Spanish speakers from Latin America with a total duration of 160 minutes are used as material for analysis. The work was carried out using the multimodal analysis method using the ELAN multimedia data tagging system. In the course ofmultichannel labeling, 4 layers with an independent markup type were selected: "Words", "Gestures", "Mimicry", "Intonation". When discussing abstract problems related to feminism, women are dominated by limiting gestures and increasing the volume of their voices, while men prefer to use consolation gestures, enumeration intonation, and the linking word como. When discussing the negative phenomena associated withfeminism, women frequently use the question tag ino? and limiting gestures, while in the multimodal behavior of men discursive markers of expressing personal assessment, consolation gestures and an acceleration of the tempo of speech predominate. When discussing personal experiences associated withfeminism, women tend to increase the volume of their voices and use emphatic intonation, while men tend to lengthen vowels and use the “look down” facial expression. In all the situations women use various and often repeated mimic actions, intonational phenomena and manual. In female discourse, such chains of multimodal markers are defined as 1) the noun mujer + the “quotation mark” gesture; 2) the gesture “presses the hand(s) to the chest” + the intonation marker “raising the tone of the voice”. In male discourse: 1) gesture "quotation mark" + intonation marker "intonation of emphasis"; 2) gesture “points with a straight hand to the side” + intonation marker “increasing the volume of the voice”. The possibility of expanding the research material, as well as implementing a deeper analysis of the phonetic layer of speech using the Praat software, is promising.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация

Выпуск журнала: 1

Номера страниц: 71-85

ISSN журнала: 16805755

Место издания: Воронеж

Издатель: Воронежский государственный университет

Персоны

  • Горностаева Ю. А. (Сибирский федеральный университет)
  • Колесникова Ю. С. (Сибирский федеральный университет)

Вхождение в базы данных

  • РИНЦ (eLIBRARY.RU)
  • Список ВАК