Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2024
Идентификатор DOI: 10.7256/2454-0757.2024.2.69975
Ключевые слова: creativity, creative process, creative subject, russian religious philosophy, Solovyov, Berdyaev, theurgy, transcendence, anthropodicy, freedom, творчество, творческий процесс, творческий субъект, русская религиозная философия, Соловьёв, Бердяев, теургия, трансцендирование, антроподицея, свобода
Аннотация: Объектом данного исследования выступает творчество как культурфилософский и историко-философский феномен. Предметом работы является обоснование сущности творчества русской религиозной философией на примере учений В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева. Цель настоящей работы заключается в выявлении и артикулировании ключевых смысловых констПоказать полностьюруктов творчества с позиций вышепредставленных мыслителей. В статье также исследуются представления о природе творчества и специфических особенностях творческого субъекта сквозь призму актуальных концепций социально-гуманитарной направленности. Осуществляется краткий историко-философский экскурс понимания онтологической природы творчества, раскрываются современные онтологические концепции творчества и предлагается бытийно ориентированное понятие творчества. Творчество в контексте религиозно-философских исканий В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева рассматривается, соответственно, как процесс свободной теургии и экстатического трансцендирования. Теоретической основой исследования предстают оригинальные труды В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева, а также различные комментирующие научные источники. Методологическим фундаментом работы является компаративистский анализ и метод контекстуального видения творчества, посредством которых раскрывается смысл феномена творчества в концептуальных построениях вышепредставленных мыслителей. Главным результатом проведённого исследования является артикуляция ключевых аспектов понимания творчества В.С. Соловьёвым и Н.А Бердяевым. Показывается, что для первого философа центральной задачей творчества выступает одухотворение материального мира посредством осуществления всеединства Блага, Истины и Красоты, в то время как второй мыслитель основной миссией творчества полагает учреждение субъектом принципиально иного духовного бытия. Если для Соловьёва творчество раскрывается как способ восхождения человека к Богу, а субъект творчества выступает своего рода пророком потенциального совершенного мира, то Бердяев обосновывает творчество человека в качестве продолжения божественного дела миротворения, а самого творческого субъекта - как со-творца и воплотителя новой жизни. Научная новизна исследования также заключается в сравнительной характеристике концепций творчества данных мыслителей в аспекте сущности, задач, значения, материала, источников, функций, результата и иных структурных компонентов творчества. The object of this paper is creativity as a cultural philosophical and historical-philosophical phenomenon. The subject of the research is the substantiation of the essence of creativity by Russian religious philosophy on the example of the doctrine of V.S. Solovyov and N.A. Berdyaev. The aim of this research is to identify and articulate the key semantic constructs of creativity from the positions of the above-mentioned thinkers. The article also explores ideas about the nature of creativity and the specific features of a creative subject through the prism of relevant concepts of a socio-humanitarian orientation. A brief historical and philosophical excursion into the understanding of the ontological essence of creativity is carried out, modern ontological concepts of creativity are revealed and an existentially oriented concept of creativity is proposed. The theoretical basis of the research is the original works of V.S. Solovyov and N.A. Berdyaev, as well as various commenting scientific sources. The methodological foundation of the research is a comparative analysis and a method of contextual vision of creativity. The main result of the conducted research is the articulation of key aspects of the understanding of creativity by V.S. Solovyov and N.A. Berdyaev. It is shown that for the first philosopher, the central task of creativity is the spiritualization of the material world through the realization of the unity of Goodness, Truth and Beauty, while the second thinker considers the main mission of creativity to be the establishment of a fundamentally different spiritual being by the subject. The scientific novelty of the research also lies in the comparative characterization of the concepts of creativity of these thinkers in terms of essence, tasks, meaning, material, sources, functions, result and other structural aspects.
Журнал: Философия и культура
Выпуск журнала: №2
Номера страниц: 14-28
ISSN журнала: 19992793
Место издания: Москва
Издатель: Даниленко Василий Иванович