Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.25559/SITITO.019.202301.045-055
Ключевые слова: information technologies, digital tools, soft skills, professionally significant universal competencies, professional standards, IT team, it project, media education project, информационные технологии, цифровые инструменты, профессионально значимые универсальные компетенции, профессиональные стандарты, ИТ-команда, ИТ-проект, медиаобразовательный проект
Аннотация: В статье рассматриваются гибкие навыки будущих ИТ-бакалавров, профессионально-значимые при разработке командных ИТ-проектов. Авторами выявлено, что универсальные компетенции, в которых заинтересованы ИТ-компании недостаточно формируются у будущих ИТ-специалистов в высших учебных заведениях, что создает проблемы в их дальнейшей профПоказать полностьюессиональной деятельности. Для выявления причин был проведен анализ индикаторов проявления личностных (метапредметных) результатов среднего образования и универсальных компетенций ФГОС ВО 3++. Определены дефициты, приводящие к перекосу в преемственности личностных (метапредметных) результатов среднего образования и освоения универсальных компетенций в вузе. Исследован профессиональный стандарт 016 - «Руководитель проектов в области информационных технологий» на предмет сопряжения требований трудовых действий с универсальными компетенциями ФГОС ВО 3++. В результате выявлены универсальные компетенции, являющиеся профессионально значимыми для эффективной профессиональной деятельности будущих ИТ-бакалавров в плане реализации командных ИТ-проектов в условиях удаленной работы, налаживания продуктивных коммуникаций внутри ИТ-команды и с заказчиком программного продукта, а также непрерывного саморазвития ИТ-специалистов. Предложена методика обучения информационным технологиям, формирующая профессионально значимые универсальные компетенции будущих ИТ-специалистов на основе командных медиаобразовательных проектов. Рассмотрены цифровые инструменты, осваиваемые студентами на каждом этапе разработки медиаобразовательного проекта, и позволяющие формировать как гибкие навыки будущих ИТ-специалистов, востребованные на рынке труда, так и профессиональные навыки, связанные с будущей профессиональной деятельностью. Методика учитывает индивидуальное распределение ролей в проектной команде и реализуется на первом курсе при обучении информационным технологиям. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей, моделирующих профессиональные задачи, а также для обеспечения повышения качества подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере ИТ. The article discusses the soft skills of future IT bachelors, which are professionally significant in the development of team IT projects. The authors found that the universal competencies in which IT companies are interested are not sufficiently formed in future IT bachelors in higher educational institutions, which creates problems in their future professional activities. To identify the causes, an analysis was made of indicators of the manifestation of personal (meta-subject) results of secondary education and universal competencies of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++. Deficiencies are identified that lead to a bias in the continuity of personal (meta-subject) results of secondary education and the development of universal competencies at a university. The professional standard 016 - "Project Manager in the field of information technology" has been studied in order to combine the requirements of labor actions with the universal competencies of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++. As a result, universal competencies were identified that are professionally significant for the effective professional activities of future IT bachelors in terms of implementing team IT projects in remote work, establishing productive communications within the IT team and with the customer of the software product, as well as continuous self-development of IT specialists. A methodology for teaching information technology is proposed, which forms professionally significant universal competencies of future IT specialists on the basis of team media education projects. The article considers digital tools mastered by students at each stage of the development of a media education project, which allows us to form both the soft skills of future IT specialists that are in demand in the labor market, and professional skills associated with future professional activities. The methodology takes into account the individual distribution of roles in the project team and is implemented in the first year when teaching information technology. The results of the study may be of interest to teachers who model professional tasks, as well as to improve the quality of training of competitive IT specialists.
Журнал: Современные информационные технологии и ИТ-образование
Выпуск журнала: Т.19, №1
Номера страниц: 45-55
ISSN журнала: 24111473
Место издания: Москва
Издатель: Фонд содействия развитию интернет-медиа, ИТ-образования, человеческого потенциала Лига интернет-медиа