Визуализация культурной памяти в красноярской фотографии 1980-2000-х гг. (на материале анализа творчества Александра Кузнецова) : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2024

Ключевые слова: cultural memory, local memory, the past, the Krasnoyarsk Krai, Alexander Kuznetsov, photography, культурная память, локальная память, прошлое, красноярский край, Александр Кузнецов, фотография

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению визуализации культурной памяти в фотографических снимках, сделанных известным красноярским фотографом Александром Кузнецовым на рубеже XX-XXI вв. Из большого разнообразия проектов, отдельных снимков, выполненных для газеты «Красноярский рабочий» или для себя, было выбрано несколько работ, проявлПоказать полностьюяющих тему времени, истории, памяти, культурных трансформаций. Данные фотографии рассматриваются и как исторические документы, фиксирующие особенности времени, и как произведения искусства, несущие более выразительный слепок культурной памяти. Опираясь на теоретический базис трудов о культурной памяти А. Эрлл и М. Л. Шуб, о фотографии С. Cонтаг и А. Базена, методологические принципы, обозначенные в современной теории искусства В. И. Жуковского и Н. П. Копцевой, мы рассмотрели некоторые фотопроизведения, показанные в рамках выставок «Река времени/Doing time» и «Время через край». Сделан вывод о том, что в работах мастера визуализирована культурная память определенной эпохи (Перестройки) и культурная память места (Красноярский край как территория ссылки), выявлены ключевые образы времени и приемы, которые«цепляют» зрителя и актуализируют в нем воспоминания о былом. The article is devoted to the consideration of the cultural memory visualisation in photographic images taken by the famous Krasnoyarsk photographer Alexander Kuznetsov at the turn of the 20th-21st centuries. From a great variety of projects, individual photos taken for the newspaper “Krasnoyarskiy Rabochiy” or for himself, several works were chosen that manifest the theme of time, history, memory and cultural transformations. These photographs are considered both as historical documents, recording the peculiarities of the time and as works of art, bearing more expressive impression of cultural memory. Relying on the theoretical basis of the works on cultural memory by A. Earll and M. L. Shub, on photography by S. Sontag and A. Bazen, methodological principles outlined in the contemporary theory of art by V. I. Zhukovsky and N. P. Koptseva, some of the master's photographic works shown within the framework of the exhibitions “River of Time/Doing Time” and “Time over the Edge” were considered. Based on the analysis, it was concluded that the master's works visualise the cultural memory of a certain epoch (Perestroika) and the cultural memory of a place (the Krasnoyarsk Krai as a territory of exile), reveal key images of the time and techniques that “hook” the viewer and actualise memories of the past.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки

Выпуск журнала: Т.17, 1

Номера страниц: 55-67

ISSN журнала: 19971370

Место издания: Красноярск

Издатель: Сибирский федеральный университет

Персоны

Вхождение в базы данных