Тип публикации: диссертация
Год издания: 2023
Ключевые слова: идентичность, этническая идентичность, позитивная этническая идентичность, образовательная среда, поликультурная среда, поликультурная образовательная среда, потенциал образовательной среды, педагогические условия, уровни сформированности, компоненты позитивной этнической идентичности
Аннотация: В работе рассматривается решение задачи формирования позитивной этнической идентичности обучающихся в поликультурной образовательной среде.?Цель диссертационной работы состоит в обосновании педагогических условий процесса формирования позитивной этнической идентичности обучающихся в поликультурной среде и верификации результативносПоказать полностьюти формирования позитивной этнической идентичности обучающихся при реализации этих условий.?Конкретизировано понятие позитивной этнической идентичности, как личностного образования, представляющего собой осознание себя в качестве представителя определенной этнической группы, сопровождающееся положительным отношением к своему членству в данной этнической группе сочетающееся с позитивным ценностным отношением к другим этносам, содержательно раскрывающееся как единство когнитивного, эмоционально-ценностного, поведенческого и рефлексивно-оценочного компонентов. Показана сущность поликультурной образовательной среды как комплекса условий; раскрыт ее потенциал состоящий в обеспечении условий личностного развития, становления субъектной позиции в многокультурном мире; выбора ценностей в общем ценностно-смысловом контексте восприятия поликультурной действительности; регуляции деятельности субъектов на основе выработанных общих норм и правил организации жизнедеятельности; безопасности и защиты в поликультурном образовательном пространстве субъектов от деструктивных тенденций; в облегчающем взаимодействии посредством согласования интересов и ценностей субъектов. Разработана и обоснована научная идея формирования позитивной этнической идентичности, опирающаяся на методологию системно-деятельностного, средового, компетентностного, личностно- ориентированного и аксиологического подходов посредством реализации педагогических условий: расширение представлений обучающихся о поликультурности как методологии мультиидентичности современного человека для формирования позитивного образа разных этносов; организация межкультурного диалога на основе презентации этнокультурных ценностей; развитие профессиональной готовности педагогов к формированию позитивной этнической идентичности обучающихся.?Результаты опытно-экспериментальной работы показали позитивные изменения уровня сформированности позитивной этнической идентичности обучающихся после формирующего этапа по всем критериям в экспериментальных группах, которые подтверждены с использованием коэффициента корреляции Пирсона.