Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.25136/2409-8744.2023.6.69277
Ключевые слова: creative intentions, genuine creativity, false creativity, ontology, epistemology, anthropology, ancient philosophy, medieval philosophy, philosophy of the New time, German classical philosophy, творческие интенции, подлинное творчество, мнимое творчество, онтология, гносеология, антропология, античная философия, средневековая философия, философия Нового времени, немецкая классическая философия
Аннотация: Объектом настоящего исследования выступает творчество как культурфилософский феномен. Предметом работы являются онтологический, гносеологический и антропологический аспекты творчества, раскрывающиеся в концептуальном пространстве классической европейской философии. Цель данного исследования заключается в выявлении способов осмысленПоказать полностьюия творчества как культурфилософского феномена сквозь призму воззрений крупнейших представителей европейской философской мысли. При рассмотрении сущностных оснований творчества особое внимание уделяется онтологической, гносеологической и антропологической природе творчества, акцентирующейся в концептуальных построениях Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка, И. Канта и В.Ф.Й. Шеллинга. Помимо этого, в работе артикулируется тенденция дифференцирования подлинных и мнимых творческих интенций субъекта, в явном или имплицитном формате наличествующая в смысловом поле классической европейской философии. Актуальность исследования детерминируется современной тенденцией подмены творчества как свободного и вдохновенного процесса формирования нового бытия механистическими и алгоритмическими актами комбинаторного конструирования продукта с целью удовлетворениях сугубых прагматических интересов. Теоретической основой данного исследования являются оригинальные работы представителей классической европейской философии, а также современные исследования в области философии творчества. Методологическим фундаментом работы выступают компаративистский анализ и метод контекстуального видения творчества. Основным результатом проведённого исследования является артикуляция понимания феномена творчества в контексте классического периода развёртывания европейской философской мысли с позиций онтологического, гносеологического и антропологического подходов. На основе выявленных аспектов искомого культурного феномена представлено исторически детерминированное понятие творчества. Научная новизна исследования также заключается в обнаружении и акцентировании как явных, так и имплицитных стремлений классиков европейской философии к сущностному размежеванию подлинных и мнимых интенций творческого субъекта. Выявленные интенции вкупе с концептуализированными онтологическими, гносеологическими и антропологическими воззрениями европейских мыслителей относительно природы творчества позволили разработать рабочую дефиницию мнимого творчества. В этом отношении онтологический, гносеологический и антропологический аспекты творчества в перспективе могут образовать систему критериев, позволяющих дифференцировать подлинные и мнимые творческие интенции. The object of this research is creativity as a cultural and philosophical phenomenon. The subject of the research is the ontological, epistemological and anthropological aspects of creativity, revealed in the conceptual space of classical European philosophy. The aim of this research is to identify ways to understand creativity as a cultural and philosophical phenomenon through the prism of the views of the largest representatives of European philosophical thought. When considering the essential foundations of creativity, special attention is paid to the ontological, epistemological and anthropological nature of creativity, which is emphasized in the conceptual constructions of Plato, Aristotle, Augustine Blessed, Thomas Aquinas, F. Bacon, R. Descartes, J. Locke, I. Kant and F.W.J. Schelling. The theoretical basis of this research is the original works of representatives of classical European philosophy, as well as modern research in the field of philosophy of creativity. The methodological foundation of the research is the comparative analysis and the method of contextual vision of creativity. The main result of the conducted research is the articulation of the understanding of the phenomenon of creativity in the context of the classical period of the development of European philosophical thought from the standpoint of ontological, gnoseological and anthropological approaches. Based on the identified aspects of the desired cultural phenomenon, a historically determined concept of creativity is presented. The scientific novelty of the research also lies in the discovery and accentuation of both explicit and implicit aspirations of the classics of European philosophy to the essential understanding of the genuine and false intentions of the creative subject.
Журнал: Человек и культура
Выпуск журнала: № 6
Номера страниц: 137-152
ISSN журнала: 24098744
Место издания: Москва
Издатель: Даниленко Василий Иванович