Структура пропозиции и ее трансформация (на материале высказываний детей с первичным недоразвитием речи) : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2023

Идентификатор DOI: 10.30982/2077-5911-2023-58-4-63-74

Ключевые слова: children's speech, primary speech underdevelopment, Semantics of utterance, proposition, actant, детская речь, первичное недоразвитие речи, семантика высказывания, пропозиция, актант

Аннотация: В центре внимания авторов находится семантическая структура высказывания. Объектом исследования является высказывание ребенка с первичным недоразвитием речи, а предметом - его семантическая структура. Цель исследования - исчисление вариантов семантической трансформации данной структуры в высказываниях, авторами которых являются русПоказать полностьюскоязычные дети с первичным недоразвитием речи (ПНР). На разных этапах исследования, в зависимости от поставленных задач, использовались следующие общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, классификация; описание, сравнение, индукция; а также лингвистические методы - семантического, стилистического и функционального анализа. В результате анализа выявлены шесть вариантов трансформации событийных пропозиций различных типов: редукция, маркирование, субституция, дублирование, дискреция и контаминация. Кроме того, представлены факты восстановления структуры пропозиции, которое осуществляется детьми посредством трех операций: компенсации, сортировки и комплектации. Авторы трактуют это как свидетельство языковой и речевой активности ребенка, когда он, нацеленный на речевое общение и реагирующий на адресата, стремится как можно более точно передать запланированное содержание. The article is devoted to the semantic structure of the utterance. The aim of the study is to analyze the variants of semantic transformation of this structure in utterances, whose authors are the children with primary speech underdevelopment (PSU). The analysis has revealed six variants of transformation of event propositions of various types: reduction, labeling, substitution, duplication, discretion, and contamination. In addition, there are presented the facts when the structure of proposition is restored by the children through three operations - compensation, sorting, and picking. The authors the authors believe the registered phenomena are the evidence the evidence of language and speech activity of the children, when they try to convey the content as accurately as possible, and simultaneously take care of the addressee.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Вопросы психолингвистики

Выпуск журнала: 4

Номера страниц: 63-74

ISSN журнала: 20775911

Место издания: Москва

Издатель: Институт языкознания РАН, Московская международная академия

Персоны

  • Осетрова Елена Валерьевна (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева)
  • Самойленко Марина Анатольевна (Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева)

Вхождение в базы данных