Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.21128/1812-7126-2023-6-33-65
Ключевые слова: administrative act, regulation, Reason-giving, motivation, Legitimate aim, wrong purpose, expediency, abuse of power, scientific validity, evidence in administrative proceedings, questions of law, questions of fact, административный акт, подзаконный нормативный правовой акт, обоснованность, мотивированность, законная цель, ненадлежащая цель, целесообразность, превышение власти, научная обоснованность, доказательства в административном процессе, вопросы права, вопросы факта
Аннотация: Обоснованность, наряду со справедливостью, разумностью и добросовестностью, относится к числу многозначных понятий. В зависимости от типа правопонимания и методологических установок данный термин может обозначать разные феномены. Для позитивиста этот принцип скорее относится к нормативным основаниям правовых актов. Если использоватПоказать полностьюь теорию аргументации, то обоснованность касается мотивов и убедительности принимаемых решений. В рамках управленческого подхода на первый план выходит взаимосвязь целей и средств в принятии решений, включая их научное обоснование и доказательственный подход. В связи с такой многогранностью необходимо чётко разделить разные смыслы и аспекты обоснованности. В российской доктрине административного права обоснованность традиционно не разграничивается с законностью. В статье авторы утверждают об ошибочности подобных подходов, выделяя самостоятельное содержание и элементы обоснованности. Основной авторский тезис состоит в том, что этот принцип относится к числу материальных, а не формальных критериев проверки управленческих решений. В административном судопроизводстве не исключено, что суд вместо административного органа осуществляет установление фактов по делу. В связи с этим важно критически оценить формы взаимодействия юстиции и администрации в ходе проверки соблюдения принципа обоснованности. Статья состоит из пяти частей. В первой части рассматривается история становления обоснованности в ключевых правовых традициях. Вторая и третья части посвящены исследованию формирования указанного принципа в Российской империи и в советском административном праве соответственно. Обращение к истории дореволюционного и советского административного права обеспечивает преемственность в толковании рассматриваемого принципа. В четвёртой и пятой частях анализируются сложившиеся подходы к обязанности обосновывать административные акты в англо-американской и в романо-германской традициях административного права. Обоснованность является общим принципом права в ключевых правовых традициях. Сравнительно-правовой анализ рассматривается в качестве методологической предпосылки для дальнейшего исследования этого принципа в административном праве России. Reason-giving, along with fairness, rationality, and good faith, is one of the ambiguous concepts. Depending on the concept of law and methodological framework, this term can mean different phenomena. For a legal formalist, this principle primarily refers to the normative foundations of legal instruments. When applying theory of argumentation, reason-giving pertains to the motives and persuasiveness of decision-making. Within the public administration approach, the relationship between goals and means in the decision-making comes to the fore, including their scientific justification and an evidence-based approach. Due to such diversity, it is necessary to clearly separate various meanings and aspects of reason-giving. At the same time, in traditional Russian administrative law scholarship, reason-giving is not distinguished from legality. In this article, the authors argue against the fallacy of such approaches, highlighting the distinct content and elements of reason-giving. The main author’s point is that this is the material principle, rather than formal criteria for reviewing administrative actions. There remains the possibility that the court conducts fact-finding in administrative litigation instead of the administrative body. Hence, it is important to evaluate critically the forms of interaction between courts and administration in the course of reviewing compliance with the principle of reason-giving. The article consists of five parts. The first part examines the history of reason-giving in key legal traditions. The second and third parts are devoted to the study of the formation of this principle in the Russian Empire and Soviet administrative law. Turning to the history of pre-revolutionary and Soviet administrative law provides continuity in the interpretation of the principle under consideration. The fourth and fifth parts analyze the existing approaches to the duty of reason-giving in the Anglo-American and Civil Law traditions of administrative law. It is argued that reason-giving is a general principle of law in key legal traditions. Comparative legal analysis is considered a methodological prerequisite for further research on this principle in Russian administrative law.
Журнал: Сравнительное конституционное обозрение
Выпуск журнала: № 6
Номера страниц: 33-65
ISSN журнала: 18127126
Место издания: Москва
Издатель: Сидорович Ольга Борисовна