Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2023-6-71
Ключевые слова: SELF-realization, forms of self-realization, self-determination, self-actualization, personality development, ontogenesis, frustration of basic needs, learned helplessness, addictive behavior, supporting environment of the university, здоровье, самореализация, формы самореализации, самоопределение, самоактуализация, развитие личности, онтогенез, фрустрация базовых потребностей, выученная беспомощность, аддиктивное поведении, помогающая среда вуза
Аннотация: Студенческий возраст - один из основных этапов социализации и адаптации человека к жизни в обществе. Здесь происходит переход от незрелых форм к истинной самореализации. Это связано как с активным становлением личности студента, так и его профессиональным становлением как субъекта труда и жизни. Динамичность современной жизни, налиПоказать полностьючие таких вызовов, как глобальная пандемия, военные столкновения, экономические кризисы, резкое изменение уклада жизни не только отдельного человека, но и всего человечества, обострило и расширило сферы изучения различных негативных феноменов, возникающих как в поведенческом, так и в личностном планах. Психологической службе вуза необходимо уделять особое внимание тому, как на определенных этапах онтогенеза у молодого человека формировался арсенал способов преодоления трудностей и разрешения своих жизненных задач, как разворачивались актуальные для каждого возраста формы самореализации: самоутверждение - для дошкольного периода, самоопределение - для подросткового периода, самоактуализация и саморазвитие - для юношеского возраста. Важным для изучения является также вопрос о фрустрированных на разных этапах онтогенеза базовых потребностях личности. Отсутствие опыта оптимального разрешения фрустрирующих базовые потребности ситуаций приводит к формированию негативных установок по отношению к миру, другим людям и, в первую очередь, к себе. Фрустрация базовых потребностей может приводить как к реакциям отказа от всякой активности (эффект выученной беспомощности), так и поиску псевдоактивностей, которыми выступают различные формы отклоняющегося поведения, как аддиктивного, так и антисоциального. Длительное действие фрустратора в отношении базовых потребностей фиксирует и расширяет веер ситуаций, которые воспринимаются как неизвестные, нестабильные и потому угрожающие личности, что приводит к формированию такой личностной характеристики, как интолерантность к неопределенности. Можно предположить, что одной из специфических форм интолерантности к неопределенности и одновременно стратегией совладания с ней является новый, еще мало изученный, феномен прекарности. Этот феномен имеет все большее распространение в среде юношей и молодых людей, в том числе выпускников вузов. Таким образом, фрустрация базовых потребностей, происходящая на разных этапах онтогенеза, может отражаться в различных искажениях процесса самореализации, что явно проявляется на этапе профессионального обучения, от искажений в самоутверждении до «псевдосамореализации» через экстремистские действия. Степень выраженности этих искажений будет зависеть в какой-то степени от тех условий, в которых оказался студент в вузовской среде. В связи с этим важно не только исследовать особенности становления личности в процессе онтогенеза, но и выявлять наиболее благоприятные для самореализации личности условия образовательной и воспитательной среды вуза. Being a university student is one of the main stages of socialization and adaptation to living in society. A student’s time at university is a transition from an immature to a comprehensive form of self-realization. This is due to the active formation of a student’s personality and his/her professional development. University psychologists should pay special attention to how, at certain stages of ontogenesis, a young person formed a range of tools to overcome difficulties and solve the necessary tasks as well as how the forms of self-realization relevant to each age unfolded: self-affirmation in the preschool period, self-determination in adolescence, self-actualization and self-development in young adulthood. It is also important to study the issues related to the frustration of an individual’s basic needs at different stages of ontogenesis. A lack of experience in optimal resolution of frustrating situations leads to the formation of negative attitudes towards oneself, other people and the world. Frustration of basic needs can result in the refusal to perform any activity (learned helplessness) and the search for pseudo-activities, i.e., different forms of deviant behavior both addictive and antisocial. The long-term effect of the frustrator in relation to basic needs fixes and expands the range of situations that are perceived as unknown, unstable and, therefore, threatening. This leads to the development of intolerance to uncertainty. It can be assumed that one of the specific forms of intolerance to uncertainty and, at the same time, a strategy for coping with it is a new, little-studied phenomenon of precarity. This phenomenon is becoming more wide-spread among adolescents and young adults, including university graduates. Thus, the frustration of basic needs occurring at different stages of ontogenesis can result in various distortions of the process of self-realization, which is clearly manifested at the stage of university training. These distortions range from distortions in self-affirmation to pseudo self-realization through extremist actions. The severity of the distortions will, to some extent, depend on the university environment. In this regard, it is important not only to investigate the peculiarities of personality formation during ontogenesis, but also to identify the most favorable conditions for personal self-realization within the university educational environment.
Журнал: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании
Выпуск журнала: № 6
Номера страниц: 549-555
ISSN журнала: 26870177
Место издания: Санкт-Петербург
Издатель: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена