Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2023-6-53
Ключевые слова: real self-determination, organizational and activity game, master students, declarative self-determination, реальное самоопределение, организационно-деятельностная игра, магистранты, декларативное самоопределение
Аннотация: Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью создания условий становления профессиональных компетентностей, так как сами студенты не умеют выстраивать свою образовательную стратегию и брать на себя ответственность за ее динамику. В настоящей статье обсуждаются психолого-педагогические условия становления самоопределенияПоказать полностьюстудентов. Авторы показывают, что деятельностные форматы организации обучения в университете инициируют самоопределение студентов в образовательном процессе. Для этого используются разработки, появившиеся в конце XX века в российской научной школе, которые и сегодня остаются технологическим решением в образовательной практике. В этих целях предлагается старт самоопределения студента в магистерской программе и оформление перехода из ролевого поведения к позиционному действию строить посредством организационно-деятельностной игры. В статье обсуждается уместность формата организационно-деятельностной игры (ОД-игры) в образовательной практике высшей школы. Уместность аргументируется через обсуждение психотехнических функций и назначения игры, устройства игры в целом и ОД-игры в частности, как конфликтной конструкции, что обсуждается и доказывается в ходе проведенного исследования. Методологией исследовательской работы стали системно-мыследеятельностный подход и конструктивная психология конфликта. Исследование самоопределения студентов построено в три этапа: 1) опрос магистров первого курса до начала ОД-игры, 2) интервью во время ОД-игры, 3) контент-анализ рефлексивных отчетов после игры. Полученные данные анализируются с точки зрения реального и декларативного самоопределения студентов по специальным критериям. В результате проведенного исследования выявлена динамика процесса самоопределения. Установлено, что расхождения между самоопределением студентов до и после ОД-игры статистически достоверны и являются существенными. Также в статье обоснована возможность использования игры как продуктивной конструкции, в которой происходит реальное самоопределение студентов в магистерской программе. Дополнительно установлено, что только каждый третий студент готов в дальнейшем брать на себя ответственность за свое образование. Commonly, students fail to have any understanding of how to build their educational strategy or take responsibility for its dynamics. Hence, the relevance of the reported study that articulates the need to create conditions for the formation of professional competencies. This article discusses psychological and educational conditions for the formation of self-determination in students. It shows that activity-based university learning provides an impetus for the development of self-determination in students. In this respect, it is feasible to implement the still up-to-date 20th century Russian scientific developments. In particular, it is proposed to initiate student’s self-determination on master programs and use organizational and activity games to facilitate the transition from role-playing behavior to positional action. The article discusses the relevance of organizational and activity games (ODG) in higher education settings. The relevance is argued through the discussion of psychotechnical functions and purpose of games, their conflict-based general structure and the structure of ODGs, in particular. The article explores these features of ODGs and provides evidence for their effectiveness. The research methodology includes a system-based approach and constructive psychology of conflict. The study of students’ self-determination was conducted in three stages: 1) survey of first-year master students before the introduction of the ODG, 2) interviews during the ODG, 3) content analysis of reflective reports after the ODG. The obtained data are analyzed for real and declarative self-determination of students according to special criteria. The study identified the dynamics of self-determination. It is established that the discrepancies between students’ self-determination before and after a single game are statistically significant and reliable. The article also argues for the possibility of using ODGs as a productive construct which encourages the development of master students’ self-determination. Additionally, the study found that only one in three students is ready to take responsibility for their future education.
Журнал: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании
Выпуск журнала: № 6
Номера страниц: 419-424
ISSN журнала: 26870177
Место издания: Санкт-Петербург
Издатель: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена