Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.18721/JHSS.14406
Ключевые слова: speech genre, discourse, institutional discourse, pedagogical discourse, discursively modified speech genres, institutionalized values, жанр речи, дискурс, институциональный дискурс, педагогический дискурс, дискурсивно модифицированные жанры речи, институционализированные ценности
Аннотация: Настоящая статья посвящена анализу функциональной трансформации жанровых форм в институциональном дискурсе. В фокусе исследования находится педагогический дискурс, который призван легитимировать ряд институционализируемых государством ценностей («институционализированных»), необходимых к воспроизводству в обществе. Материалом служаПоказать полностьют учебники серии «Наша мораль»(私たちの道徳 /ватаси-тати но до:току/) для младших и средних школ Японии, которые являются основой курса «Моральное воспитание» (道徳教育 /до:току кё:ику/). Общий объем проанализированного материала составляет 1500 страниц. В исследовании использованы методы дискурс-анализа, а также элементы жанроведческого и сравнительно-сопоставительного анализа. В результате продемонстрированы принципы модификации различных жанров в принимающем дискурсе в новые формы, которые в рамках настоящего исследования получили название «дискурсивно модифицированные жанры». Полученные результаты представляют интерес для специалистов в области теории дискурса и дискурс-анализа, речеведения и жанроведения. В качестве перспективы исследования видится системное изучение дискурсивного потенциала различных жанров речи. The paper aims to examine the functional transformation of genres in institutional discourse. The focus of the study is pedagogical discourse, which is intended to legitimize a number of values institutionalized by the state (“institutionalized”) that are necessary for reproduction in society. Research material is presented with textbooks of the “Our Morality”(私たちの道徳 /watashi-tachi no do:toku/) series for junior and middle schools in Japan that are the basis for the Moral Education (道徳教育 /do:toku kyo:iku/) course. The total volume of research material is 1,500 pages. The study uses methods of discourse analysis, as well as elements of genre analysis and comparative method. As a result, we demonstrate how various genres are being modified into new forms in the receiving discourse. Within the framework of the current study, these forms are called “discursively modified genres”. The results are of interest to specialists of discourse theory and discourse analysis, speech science and genre studies.
Журнал: Terra Linguistica
Выпуск журнала: Т. 14, № 4
Номера страниц: 79-94
ISSN журнала: 27825450
Место издания: Санкт-Петербург
Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого