Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.23947/2541-9129-2023-7-4-40-54
Ключевые слова: simulation modeling, “human-machine-environment” system, analysis of risk at an open-pit coal mine, agent-based modeling of overburden face, anyLogic, eEPC, aris, имитационное моделирование, система «человек - машина - среда», событийный анализ риска на угольном разрезе, агентное моделирование вскрышного забоя
Аннотация: Введение. Необходимость повышения уровня комплексной безопасности, снижения показателей аварийности и травматизма, минимизации риска отказов, аварий и катастроф предопределяют актуальность исследований взаимосвязи элементов системы «человек - машина - среда» («Ч-М-С») при проведении открытых горных работ. Одним из наиболее эффективПоказать полностьюных механизмов исследования функциональных характеристик системы «Ч-М-С» угольного разреза является проведение имитационного моделирования с целью выявления проблемных ситуаций, являющихся триггерами аварий с катастрофическими последствиями и травмированием персонала. Имитационное моделирование технологического процесса предполагает конструирование модели реальной системы и постановку вычислительных экспериментов для описания поведения системы и оценки различных стратегий, обеспечивающих её функционирование. Целью данного исследования является адаптация технологий имитационного моделирования для решения проблемы комплексной безопасности при проведении открытых горных работ. В рамках исследования поставлена задача определения элементов, вносящих наибольший вклад в реализацию рисков в системе «Ч-М-С» при проведении вскрышных работ на угольном разрезе. В качестве моделируемых подсистем выступают «человек», «машина», «среда», «погодные условия». Материалы и методы. Процесс вскрышных работ рассмотрен в методологии ARIS eEPC (extended Event Driven Process Chain) как бизнес-процесс, связывающий совокупность подпроцессов и/или бизнес-операций. Для построения имитационной модели в программной среде AnyLogic бизнес-процесс вскрышных работ в нотации ARIS eEPC описан графом, представляющим структуру, состоящую из объектов и связей между ними. Данный подход позволяет структурировать последовательность событий и операций и определить альтернативные исходы, возникающие в процессе выполнения вскрышных работ. Результаты исследования. В рамках исследования разработан метод трансляции формальной модели бизнес-процесса вскрышных работ в нотации ARIS eEPC в комбинированную имитационную модель AnyLogic. На основе разработанного метода проведена серия машинных экспериментов, определены элементы, оказывающие влияние на реализацию риска аварий в системе «Ч-М-С» угольного разреза. Обсуждение и заключение. Технологии имитационного моделирования впервые в отечественной практике исследований системы «Ч-М-С» получили приложение для анализа показателей комплексной безопасности при проведении открытых горных работ. По результатам имитационного эксперимента установлено, что основное влияние на снижение надежности подсистемы «машина» оказывает человеческий фактор, который в совокупности с психофизиологическими свойствами человека усиливает развитие эффекта домино при реализации рисков различных типов. Представленные результаты и опытная апробация технологии имитационного моделирования могут иметь расширенное использование при анализе безопасности сложных технических систем с учетом влияния человеческого и техногенного факторов. Introduction. The need to increase the level of comprehensive safety, reduce accident and injury rates, minimize the risk of failures, accidents and catastrophes determines the relevance of research on the relationship of elements of the "human-machine-environment" (H-M-E) system during open-pit mining. One of the most effective mechanisms for studying the functional characteristics of the H-M-E system of a coal mine is to conduct simulation modeling in order to identify problematic situations that trigger accidents with catastrophic consequences and injury to personnel. Simulation modeling of a technological process involves constructing a model of a real system and setting up computational experiments to describe the behavior of the system and evaluate various strategies that ensure its functioning. The aim of the research was to adapt simulation modeling technologies to solve the problem of complex safety during open-pit mining. Within the framework of the study, the task was to determine the elements that made the greatest contribution to the implementation of risks in the H-M-E system during stripping operations at a coal mine. The simulated subsystems were "human", "machine", "environment", and "weather conditions". Materials and Methods. Stripping process was considered in the ARIS eEPC (extended Event Driven Process Chain) methodology as a business process linking a set of subprocesses and/or business operations. To build a simulation model in the AnyLogic software environment, the business process of stripping works in ARIS eEPC notation was described by a graph representing a structure consisting of objects and connections between them. This approach allowed us to structure the sequence of events and operations and determine alternative outcomes that arose during stripping operations. Results. As part of the research, a method was developed for translating the formal model of the stripping business process in ARIS eEPC notation into a combined simulation model of AnyLogic. Based on the developed method, a series of machine experiments was carried out. The elements influencing the realization of the risk of accidents in the H-M-E system of a coal mine were determined. Discussion and Conclusion. For the first time in the domestic practice of research of the H-M-E system, simulation modeling technologies have received an application for the analysis of complex safety indicators during open-pit mining. According to the simulation experiment results, it was found that the main influence on the decrease in the reliability of the "machine" subsystem was exerted by the human factor, which, together with the psychophysiological properties of a person, enhanced the development of the domino effect when implementing various types of risks. The presented results and experimental approbation of simulation modeling technology can have advanced use in the analysis of complex technical systems safety, taking into account the influence of human and man-made factors.
Журнал: Безопасность техногенных и природных систем
Выпуск журнала: Т. 7, № 4
Номера страниц: 40-54
ISSN журнала: 25419129
Место издания: Ростов-на-Дону
Издатель: Донской государственный технический университет