Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.36718/2500-1825-2023-4-170-183
Ключевые слова: New Soviet Man, propaganda, everyday life, non-Soviet behavior, hooliganism, drunkenness, Krasnoyarsk, новый советский человек, пропаганда, повседневность, несоветское поведение, хулиганство, пьянство, красноярск
Аннотация: Целью исследования являются выявление и репрезентация несоветского поведения в первые годы советской власти на региональном материале через призму противопоставления того, каким «новый советский человек» должен был быть и каким он являлся на самом деле. Такой историко-антропологический подход позволяет изучать советскую повседневноПоказать полностьюсть через предложенную Н. Лебиной дихотомию норма/аномалия, расширяя и детализируя наши представления о советской повседневности 1920-х гг. Представление о том, каким должен быть новый человек, опиралось на философскую традицию Просвещения и предполагало не только отказ от старого, но и воспитание, взращивание нового. Подчеркивается, что наступление новой эры и становление нового человека казалось тогда не только неизбежным, но и очень скорым по времени. Представления о том, каким быть советскому человеку были динамичны, они менялись, но такие качества, как служение общему делу, верность политическим идеалам, самостоятельность, коллективизм, уважение к труду, вполне соответствовали идеалу. Отмечается, что большевикам была свойственна идеализация рабочего класса, который должен был стать творцом новой жизни, и утопичность представлений о его моральном облике. Объектом внимания в исследовании становятся «серые ниши» повседневности (пьянство, хулиганство и др.), не соответствующие советскому представлению о должном поведении, но распространенные в обыденной жизни. Некоторые из них стали настоящим социальным бичом и требовали пристального внимания власти. Исследование опирается на материалы газет, региональных архивов и посвящено городу Красноярску в 1917-1920-е гг. The purpose of the study is to identify and represent non-Soviet behavior in the first years of Soviet power using regional material through the prism of contrasting what the “new Soviet man” was supposed to be and what he actually was. This historical and anthropological approach allows us to study Soviet everyday life through the norm/anomaly dichotomy proposed by N. Lebina, expanding and detailing our ideas about Soviet everyday life in the 1920s. The idea of what a new person should be was based on the philosophical tradition of the Enlightenment and implied not only the rejection of the old, but also the education and cultivation of the new. It is emphasized that the advent of a new era and the formation of a new man seemed then not only inevitable, but also very soon. Ideas about what a Soviet person should be like were dynamic, they changed, but such qualities as service to the common cause, loyalty to political ideals, independence, collectivism, respect for work were fully consistent with the ideal. It is noted that the Bolsheviks were characterized by the idealization of the working class, which was supposed to become the creator of a new life, and the utopian ideas about its moral character. The object of attention in the study is the “gray niches” of everyday life (drunkenness, hooliganism, etc.), which do not correspond to the Soviet idea of proper behavior, but are common in everyday life. Some of them became a real social scourge and required close attention from the authorities. The study is based on materials from newspapers and regional archives and is dedicated to the city of Krasnoyarsk in the 1917-1920s.
Журнал: Социально-экономический и гуманитарный журнал
Выпуск журнала: № 4
Номера страниц: 170-183
ISSN журнала: 25001825
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярский государственный аграрный университет