Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.32744/pse.2023.5.30
Ключевые слова: voluntary attention, primary school children, sensorimotor integration program, educational activities, произвольное внимание, младшие школьники, программа по сенсомоторной интеграции, учебная деятельность
Аннотация: Введение. В современном мире в связи с быстрым темпом развития информационных технологий, и большим объемом информации, внимание является одним их ведущих когнитивных процессов, от которого зависит успешность обучения школьника. Цель исследования - изучение влияния программ сенсомоторной интеграции на развитие внимания младших школПоказать полностьюьников. Материалы и методы. Исследование было проведено на базе МАОУ «Средняя образовательная школа № 150» г. Красноярска (Российская Федерация) с детьми младшего школьного возраста 2-х классов количестве 43 человек. Для определения уровня развития свойств внимания детей до и после эксперимента использована методика корректурной пробы Бурдона. Для статистической обработки данных был использован критерий χ2-Пирсона. Результаты. Разработана методика построения программы занятий по сенсомоторной интеграции для младших школьников, направленная на развитие произвольности внимания. Программа занятий состоит из циклов, составленных из упражнений, которые развивают и усиливают способности определенной функции внимания. Разработана методика педагогической оценки результативности апробации комплексной программы сенсомоторной интеграции по развитию основных свойств внимания: концентрации, устойчивости и объема. После формирующего эксперимента повторная диагностика показала статистически значимый прогресс всех характеристик внимания (объем, устойчивость, концентрация) в экспериментальной группе в сравнении с контрольной группой на уровне значимости α < 0,05. Заключение. В ходе эксперимента обнаружено, что наряду с развитием показателей свойств внимания у детей младшего школьного возраста отмечено улучшение показателей других психических функций: краткосрочной и долгосрочной памяти, мышления. Разработанную программу для развития внимания через сенсомоторную интеграцию можно рекомендовать к использованию для улучшения процессов обучения детей с особенностями развития и детей с ограниченными возможностями здоровья. Introduction. In the modern world, rapid development of IT and large volumes of information make attention a leading cognitive process which ensures a student's learning success. The study aims to research the impact of sensorimotor integration programs on attention development in primary school children. Materials and methods. The study was based in the municipal autonomous educational institution ‘Secondary educational school No. 150' in Krasnoyarsk (Russian Federation) with 43 children of primary school age (2nd grade). The Bourdon test determined the level of attention properties development in children before and after the experiment. Pearson's chi-squared test was used to statistically process the data. Results. A special methodology was designed for building a curriculum on sensorimotor integration for primary schoolchildren, aimed at developing voluntary attention. The training program comprises cycles of exercises for developing and strengthening the abilities of a specific attention function. A methodology was created for pedagogically assessing the effectiveness of testing a complex sensorimotor integration program meant to develop the basic properties of attention: concentration, stability and volume. After the formative experiment, repeated diagnostics revealed statistically significant progress in all these properties in the experimental group compared with the control group at a significance level of α < 0.05. Conclusion. Along with the development of attention properties indicators in primary school children, the experiment revealed an improvement in indicators of other mental functions, namely, short-term and long-term memory and thinking. The new program for developing attention through sensorimotor integration can be recommended to improve the learning processes for children with physical and developmental disabilities.
Журнал: Перспективы науки и образования
Выпуск журнала: № 5
Номера страниц: 519-535
ISSN журнала: 23072334
Место издания: г. Воронеж
Издатель: Остапенко Роман Иванович