Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.36718/2500-1825-2023-3-51-63
Ключевые слова: dairy cattle breeding, milk production, competitiveness, efficiency, strategy, молочное скотоводство, производство молока, конкурентоспособность, эффективность, стратегия
Аннотация: Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом применении методики оценки конкурентоспособности производства молока на уровне сельскохозяйственных предприятий и выявление стратегических направлений развития молочного скотоводства в них. Задачи исследования: определить ключевые показатели, позволяющие осущеПоказать полностьюствлять оценку конкурентоспособности товаропроизводителей молока; провести сравнительную оценку конкурентоспособности производства молока в сельскохозяйственных организациях Красноярского края; выявить основные стратегические направления развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных предприятиях края с учетом уровня их конкурентоспособности. Объектом исследования выступает конкурентоспособность отрасли молочного скотоводства в сельскохозяйственных предприятиях Красноярского края. В статье рассмотрена динамика основных показателей эффективности производства и реализации молока в сельскохозяйственных организациях Красноярского края. Выявлено снижение уровня рентабельности молочного скотоводства за последние 5 лет (на 8,7 %), обусловленное высокими темпами роста себестоимости производства при низких темпах роста закупочных цен. Сделан вывод о необходимости обоснования производителями молока стратегических направлений своего развития с учетом складывающейся на рынке ситуации. Предложена методика расчета интегрального коэффициента конкурентоспособности производства молока, позволяющая провести сравнительную оценку эффективности молочного скотоводства на уровне хозяйствующего субъекта. Апробация методики позволила выделить 9 групп предприятий - производителей молока, для которых в зависимости от сочетания таких параметров, как уровень конкурентоспособности и доля реализации молока в общей выручке, предложены следующие варианты стратегических альтернатив: сокращение производства сырого молока; снижение себестоимости производства единицы продукции; увеличение объемов производства молока; горизонтальная интеграция; прямая вертикальная интеграция; кооперация; адаптивная интенсификация. Представленная методика позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям принимать обоснованные управленческие решения о долгосрочных направлениях развития молочного агробизнеса. The purpose of the study is to provide a theoretical justification and practical application of the methodology for assessing the competitiveness of milk production at the level of agricultural enterprises and identifying strategic directions for the development of dairy cattle breeding in them. Objectives of the study: to determine the key indicators that allow assessing the competitiveness of milk producers; conduct a comparative assessment of the competitiveness of milk production in agricultural organizations of the Krasnoyarsk Region; to identify the main strategic directions for the development of dairy cattle breeding in the agricultural enterprises of the region, taking into account the level of their competitiveness. The object of the study is the competitiveness of the dairy cattle breeding industry in agricultural enterprises of the Krasnoyarsk Region. The paper considers the dynamics of the main indicators of the efficiency of production and sale of milk in agricultural organizations of the Krasnoyarsk Region, revealed a decrease in the profitability of dairy cattle breeding over the past 5 years(by 8,7 %), due to high growth rates of production costs at low growth rates of purchase prices. It is concluded that it is necessary for milk producers to justify the strategic directions of their development, taking into account the current market situation. A method for calculating the integral coefficient of competitiveness of milk production is proposed, which allows a comparative assessment of the efficiency of dairy cattle breeding at the level of an economic entity. Approbation of the methodology made it possible to identify 9 groups of enterprises - milk producers, for which, depending on the combination of such parameters as the level of competitiveness and the share of milk sales in total revenue, the following options for strategic alternatives were proposed: reduction in raw milk production; reduction in the cost of production per unit of output; increase in milk production; horizontal integration; direct vertical integration; cooperation; adaptive enhancement. The presented methodology will allow agricultural producers to make informed management decisions on long-term directions for the development of dairy agribusiness.
Журнал: Социально-экономический и гуманитарный журнал
Выпуск журнала: № 3
Номера страниц: 51-63
ISSN журнала: 25001825
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярский государственный аграрный университет