Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Ключевые слова: indonesia, russian language, intercultural communication, modeling, motivation, emotional and value component, Индонезия, русский язык, межкультурная коммуникация, моделирование, мотивация, эмоционально-ценностный компонент
Аннотация: Постановка проблемы. Система мотивации является двигателем осознанной активности, реализации человека в любой сфере, в том числе в сфере образовательной и учебной деятельности. Рассматривая феномен мотивации в различных аспектах, исследователи не оставляют попыток представить его в виде той или иной модели. Однако известные опыты сПоказать полностьюоздания подобных структур показывают, что в качестве мотивирующих в них учитываются элементы преимущественно рациональной природы: карьера, успех, авторитет, финансовое и социальное благополучие и т.п. Между тем и отдельные теоретические выкладки, и гуманитарная практика, в частности методика обучения иностранным языкам, заставляют обратить внимание на то, что при формировании установок к деятельности существенную роль играют компоненты эмоционально-ценностной природы. Цель исследования - создание модели мотивации обучающихся из Индонезии к изучению РКИ с учетом мотивационных факторов эмоционально-ценностной природы. Методология (материалы и методы) исследования базируется на положениях коммуникативно-деятельностного и этноориентированного подходов, в границах которых использованы универсальные методы анализа и синтеза, а также сравнительно-сопоставительный метод. Результаты исследования. Предложенная модель мотивации РКИ включает шесть компонентов: мотивируемый субъект, мотивирующий субъект, объект мотивации, мотивационная оценка, мотивационный модус, мотивированное действие, которые рассмотрены в динамике их развития и одновременно в приложении к процессу обучения русскому языку как иностранному индонезийских студентов. Данная модель структурирована по трем уровням: базовый уровень (I) отражает первичное стереотипное представление обучающихся о России, которое укладывается в набор общеизвестных концептов-характеристик, определено как «экзотичное “другое”» и которое будет «интересно узнать»; формируемый уровень (II) соответствует периоду погружения обучающихся в образовательный процесс, постижение русского языка и русской культуры, межнациональные контакты, которые охарактеризованы как «похожее и хорошее» либо как «отличное, но не плохое» - то, что хочется «изучать и узнавать»; результирующий уровень (III) соответствует завершающему этапу обучения, когда у иностранных граждан формируется интегрированное представление о России, поддержанное разносторонним опытом, а также устойчивым отношением сопричастности к освоенным культуре и языку, успевшими стать «своими» и/или «дружескими» и активирующими мотивационные установки через ключевые предикаты «сотрудничать», «изучать» и «узнавать». Выводы. Эмоционально-ценностный компонент в общей структуре мотиваций - с учетом принципов коммуникативно-деятельностного и этнокультурного подходов - является значимым и влияющим на эффективность процессов языкового обучения и социальной адаптации индонезийцев, обучающихся РКИ. Statement of the problem. The motivation system is the engine of conscious activity and human realization in any field, including in the field of educational and training activities. Considering the phenomenon of motivation in various aspects, researchers do not abandon attempts to present it in the form of one model or another. However, well-known experiences in creating such structures show that, as motivating ones, they take into account elements of a predominantly rational nature: career, success, authority, financial and social well-being, etc. Meanwhile, both certain theoretical calculations and humanitarian practice, in particular, methods of teaching foreign languages, make us pay attention to the fact that in the formation of attitudes to activity, components of an emotional and value nature play a significant role. The purpose of the study is to create a model of motivation of students from Indonesia to study Russian as a Foreign Language (RFL) based on motivational factors of emotional and value nature. Methodology (materials and methods). Research methodology is based on the principles of communicativeactivity- related and ethno-oriented approaches, within the boundaries of which universal methods of analysis and synthesis, as well as a comparative method, are used. Research results. The RFL motivation model includes the following components: a motivated subject, a motivating subject, an object of motivation, a motivational assessment, motivational modus, a motivated action, which are considered in the dynamics of their development and at the same time in application to the process of teaching Russian as a foreign language to Indonesian students. This model is structured at three levels: the basic level (I) reflects the students' primary stereotypical idea of Russia, which fits into a set of well-known concepts and characteristics, defined as “exotic ‘other'” and which will be “interesting to know”; the generated level (II) corresponds to the period of students' immersion in the educational process, comprehension of the Russian language and Russian culture, interethnic contacts, which are characterized as “looks like mine and good” or “doesn't look like mine, but not bad” - something interesting that one wants to “study and learn”; the resulting level (III) corresponds to the final stage of training, when foreign citizens form an integrated idea of Russia, supported by diverse experience, as well as a stable attitude of belonging to the appropriated culture and language, which have managed to become “our own” and/or “friendly” and activate motivational attitudes through the key predicates “collaborate”, “study”, and “learn”. Conclusions. The emotional value-related component in the general structure of motivations - taking into account the principles of communicative activity-related and ethno-cultural approaches - is significant and influences the effectiveness of the language learning processes and social adaptation of Indonesians studying RFL.
Журнал: Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева (Вестник КГПУ)
Выпуск журнала: № 3
Номера страниц: 144-154
ISSN журнала: 19950861
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева