Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Ключевые слова: physical education, theory of biorhythms, biological rhythms, basketball, high school students, physical activity, физическая культура, теория биоритмов, биологические ритмы, баскетбол, старшеклассники, физические нагрузки
Аннотация: Цель исследования - обоснование методической концепции планирования и реализации тренировочного процесса с учетом биоритмов спортсменов для повышения результативности баскетбольной команды в соревновательной деятельности. Методика и организация исследования. В эксперименте использовался разработанный комплекс упражнений, развивающиПоказать полностьюх способность к сохранению динамического равновесия во время движения баскетболистов и направленный на повышение эффективности бросков в движении одной рукой сверху. Для выполнения этих упражнений использовался специальный инвентарь: полусфера Bosu, подушка BalancePad, Resistance band. Комплекс упражнений использовался на тренировках три раза в неделю: по понедельникам выполнялся Блок «А» - упражнения с полусферой Bosu, по средам Блок «В» - упражнения с подушкой BalancePad, по пятницам Блок «С» - упражнения в парах с резиной Resistance band. Также старшеклассникам предлагался для выполнения Блок «D» - упражнения c баскетбольным мячом. Каждый из блоков выполнялся в течение 20-30 минут в начале тренировочного занятия. Для оценки технической подготовки применялись следующие тесты: ведение мяча «змейкой» 30 м; челночный бег с ведением мяча 3x10 м; бросок в кольцо с места; бросок в движении от щита; передача мяча от груди в стену; анализировали значимость интеллектуальных, физических, эмоциональных составляющих, а также сопоставляли данные с экспресс-методикой физического состояния «Омега» по уровню физического и функционального состояния. Результаты исследования и выводы. Рассматривается аспект современной хронобиологической науки с возможностью использования данных о биологических ритмах в тренировочной деятельности старшеклассников, занимающихся в секции баскетбола. На основе известных классификаций биоритмов был спроектирован и реализован четырехблочный комплекс упражнений (с полусферой Bosu, с подушкой BalancePad, с резиной Resistance band, с баскетбольным мячом), выполняемый старшеклассниками-спортсменами индивидуально, в парах и, в целом, направленный на повышение эффективности баскетбольной команды в соревновательной деятельности, что подтвердила проведенная опытно-экспериментальная работа. Objective of the study was to substantiate the methodological concept of planning and implementing the training process, taking into account the biorhythms of athletes to increase the performance of a basketball team in competitive activities. Methods and structure of the study. The experiment used a developed set of exercises that developed the ability to maintain dynamic balance while basketball players were moving and aimed at increasing the efficiency of throws while moving with one hand from above. To perform these exercises, special equipment was used: Bosu hemisphere, BalancePad, Resistance band. The set of exercises was used in training 3 times a week: on Mondays Block “A” was performed - exercises with a Bosu hemisphere, on Wednesdays Block “B” - exercises with a BalancePad, on Fridays Block “C” - exercises in pairs with Resistance band rubber. Also, high school students were offered to perform Block “D” - exercises with a basketball. Each block was performed for 20-30 minutes at the beginning of the training session. To assess technical training, the following tests were used: dribbling the ball “snake” 30 m; shuttle run with ball dribbling 3x10 m; standing throw into the hoop; throw in motion from the shield; passing the ball from the chest to the wall; analyzed the significance of intellectual, physical, emotional components, and also compared the data with the Omega express method of physical condition according to the level of physical and functional condition. Results and conclusions. An aspect of modern chronobiological science is considered with the possibility of using data on biological rhythms in the training activities of high school students involved in the basketball section. Based on the well-known classifications of biorhythms, a four-block set of exercises was designed and implemented (with a Bosu hemisphere, with a BalancePad, with a Resistance band, with a basketball ball), performed by high school student-athletes individually, in pairs and, in general, aimed at increasing the efficiency of the basketball team in competitive activity, which was confirmed by the experimental work carried out.
Журнал: Теория и практика физической культуры
Выпуск журнала: №11
Номера страниц: 40-42
ISSN журнала: 00403601
Место издания: Москва
Издатель: Научно-издательский центр Теория и практика физической культуры