Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.15826/vestnik.2023.22.3.021
Ключевые слова: electric vehicles, innovation diffusion, electric vehicle fleet forecasting, potential market, Bass model, low-carbon economy, электромобили, диффузия инноваций, прогнозирование численности автопарка, потенциальный рынок, модель Басса, низкоуглеродная экономика
Аннотация: В последние десятилетия особый интерес вызывают возможности глобального перехода к использованию транспортных средств на электрической тяге и сопряженные с данным процессом экологические эффекты. Несмотря на значительный массив научной литературы по теме перспектив распространения электротранспорта в России, существует определенныйПоказать полностьюдефицит исследований, направленных на количественную оценку потенциала данного рынка. Целью настоящей работы является прогнозирование объема рынка электромобилей и оценка эффектов снижения выбросов парниковых газов в России. В исследовании тестируются следующие гипотезы: 1) модель Басса применима для прогнозирования распространения электромобилей в России в долгосрочной перспективе; 2) переход части населения РФ на электромобили может оказать существенное влияние на экономию выбросов парниковых газов. Методологической основой исследования послужила модель Басса, которая широко применяется для прогнозирования распространения инноваций. Полученные оценки динамики распространения электрокаров предусматривают несколько сценариев. Согласно наиболее реалистичному из них объем спроса на электромобили достигнет отметки в 5,62 млн ед. к 2060 г. На основании долгосрочного прогноза объема парка электрокаров произведена оценка совокупной экономии выбросов парниковых газов, достигаемой благодаря переходу потребителей на электромобильный транспорт. Оценка экологического эффекта была проведена с учетом предполагаемого изменения структуры генерации электроэнергии в РФ. При реализации ускоренного перехода на низкоуглеродные источники электроэнергии к 2050 г. ожидаемое снижение выбросов парниковых газов составит 14,08 млн т СО2-экв., а при сохранении текущей структуры - 12,86 млн т. Полученные прогнозы распространения легкового электротранспорта в России и сопряженных с этим процессом экологических эффектов формируют теоретическую ценность исследования. С практической точки зрения, результаты могут быть использованы в рамках разработки мероприятий для достижения целей, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. In recent decades, the global adoption of alternative fuel vehicles, which may contribute to carbon emission reduction due to the use of alternative energy sources has stirred particular interest. Despite a significant body of scientific literature in Russia about electric vehicle adoption, the approaches used in papers lack quantitative estimates of the Russian market's potential. This paper aims to fill this gap as it provides a long-term electric vehicle market forecast in Russia as well as assesses the environmental effects. The following hypotheses are tested: (1) the Bass model is applicable to predict the long-term electric vehicle diffusion process in Russia; (2) the transition to electric cars will have a significant impact on greenhouse gas emission reduction. The Bass model, a widely used tool for predicting the innovation diffusion process, serves as a methodological base for the research. The long-term forecast of the Russian electric car fleet includes several scenarios. The most realistic scenario suggests that the Russian electric vehicle market is estimated to grow, reaching 5.62 million units by 2060. Furthermore, the environmental effects associated with electric vehicle adoption were identified. Two scenarios for changes in the energy generation structure were taken into consideration. The expected carbon emission reduction is estimated to reach 14.08 million tons in CO2-eq. if an accelerated transition to low-carbon energy sources is implemented, the baseline scenario suggests 12.86 million tons in CO2-eq. carbon emission reduction. The estimates of the transport diffusion in Russia as well as of environmental effects associated with this process form the theoretical value of the study. The practical significance of the study suggests developing electric vehicle demand forecasts that might be utilized while implementing measures to achieve goals stated in the Strategy of Social and Economic Development with a Low Level of Greenhouse Gas Emissions until 2050 in the Russian Federation.
Журнал: Journal of Applied Economic Research
Выпуск журнала: Т.22, №3
Номера страниц: 497-521
ISSN журнала: 27127435
Место издания: Екатеринбург
Издатель: Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина