Тип публикации: диссертация
Год издания: 2022
Ключевые слова: феврализм, супрематизм, авангард, кубофутуризм, атрибуция
Аннотация: Объект исследования – искусство русского авангарда 1910-1915 годов. Цель – определение места произведения «Дама и рояль» Казимира Севериновича Малевича в творчестве 1910-1915 годов и его роль на пути становления супрематизма и взаимосвязи с идеологическими и формальными поисками русского авангарда 1910–1915 гг. Задачи: на основе исПоказать полностьюториографического анализа определить особенности методологических подходов к изучению наследия художника в отечественном и зарубежном искусствознании; систематизировать опубликованные каталоги и статьи для уточнения периодизации творчества Малевича; изучить художественные и мировоззренческие аспекты периода 1910–1915 гг. в России, к которому относится произведение «Дама и рояль» (философия, литература, музыка); уточнить провенанс и атрибуцию произведения «Дама и рояль»; выявить стилистические характеристики и цветовые коды композиции, раскрыть содержание художественного образа исследуемой композиции; определить место произведения «Дама и рояль» в творчестве художника и его роль в становлении супрематизма. Научная новизна: впервые проведено комплексное исследование произведения Казимира Малевича «Дама и рояль» из фондов Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, включившее в себя выявление архивных материалов и документов, связанных с направлением картины в Красноярск, исследование красочного слоя и задника; уточнена атрибуция произведения «Дама и рояль» Малевича, что позволило более корректно называть произведение искусства («Заумная картина.Дама играющая на рояле»), определена датировка и составлена периодизация творчества художника; впервые произведение «Дама и рояль» вписано в стилевое поле феврализма в качестве ступени на пути к супрематизму, разработана таблица с максимально обширным перечнем произведений художника. Все проведенные этапы исследования направлены на восполнение неизученных страниц творческого наследия Казимира Малевича.