Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.25726/z9852-8768-7418-w
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, электронный портфолио, педагогическая магистратура
Аннотация: Студенты, поступающие в педагогическую магистратуру, находятся в ситуации личностного кризиса и поиска новых смыслов и перспектив профессионального развития. Исследования развития профессионального самоопределения на уровне педагогической магистратуры в условиях цифровизации крайне дефицитарны. Высоко оценивая дидактический потенциПоказать полностьюал электронного портфолио как средства цифровизации, следует отметить отсутствие системных исследований моделей его использования в профессиональном самоопределении студентов педагогической магистратуры. Цель исследования - научно обосновать модель использования электронного портфолио как средства профессионального самоопределения магистрантов педагогического направления и опытноэкспериментальным путем проверить ее результативность. В качестве ведущих методов исследования использовались: комплекс психодиагностических методик и анкетирование студентов 1 и 2 курсов педагогической магистратуры Института педагогики, психологии и социологии СФУ. Для измерения когнитивного компонента профессионального самоопределения магистрантов использовались методики Л.Б. Шнейдер, Дж. Холланда; для диагностики сформированности рефлексивного компонента были выбраны методики А.В. Карпинского и А.В. Карпова. Мотивационно-ценностные компоненты изучали с помощью диагностических методик М. Рокича, А. Реана. Педагогический эксперимент доказал результативность использования электронного портфолио в профессиональном самоопределении студентов в процессе обучения в педагогической магистратуре. В ходе исследования были выделены дидактические функции и обоснованы возможности использования электронного портфолио в качестве средства профессионального самоопределения студентов, обучающихся в педагогической магистратуре. Разработана организационно-функциональная модель профессионального самоопределения магистрантов педагогического направления, включающая следующие блоки: научноцелевой, содержательный, диагностический. Значимым педагогическим условием профессионального самоопределения магистров является электронный курс «Е-портфолио в презентации и признании достижений», содержащий интерактивные задания на целеполагание, планирование, моделирование, самооценку, рефлексию, развитие навыков самопрезентации. Предложенные авторами теоретикопрактические основы использования электронного портфолио как средства профессионального самоопределения могут быть экстраполированы в дальнейших научных изысканиях, посвященных вопросам информатизации образования, развитию электронного обучения. Students entering the pedagogical master's program are in a situation of personal crisis and the search for new meanings and prospects for professional development. Research on the development of professional self-determination at the level of pedagogical magistracy in the context of digitalization is extremely scarce. Highly appreciating the didactic potential of the electronic portfolio as a means of digitalization, it should be noted the lack of systematic research on the models of its use in the professional self-determination of students of the pedagogical magistracy. The purpose of the study is to scientifically substantiate the model of using an electronic portfolio as a means of professional self-determination of undergraduates in the pedagogical direction and experimentally test its effectiveness. The following methods were used as the leading research methods: a set of psychodiagnostic methods and a survey of students of the 1st and 2nd courses of the pedagogical master's program at the Institute of Pedagogy, Psychology and Sociology of the SibFU. To measure the cognitive component of professional self-determination of undergraduates, the methods of L.B. Schneider, J. Holland; to diagnose the formation of the reflexive component, the methods of A.V. Karpinsky and A.V. Karpov. Motivationalvalue components were studied using the diagnostic methods of M. Rokeach, A. Rean. The pedagogical experiment proved the effectiveness of the use of an electronic portfolio in the professional self-determination of students in the process of studying in a pedagogical master's program. In the course of the study, didactic functions were identified and the possibilities of using an electronic portfolio as a means of professional selfdetermination of students enrolled in a pedagogical master's program were substantiated. An organizational and functional model of professional self-determination of undergraduates in the pedagogical direction has been developed, including the following blocks: scientific-targeted, meaningful, diagnostic. A significant pedagogical condition for professional self-determination of masters is the electronic course «E-portfolio in the presentation and recognition of achievements», which contains interactive tasks for goal setting, planning, modeling, selfassessment, reflection, development of self-presentation skills. The authors proposed theoretical and practical bases for the use of electronic portfolio as a means of professional self-determination can be extrapolated in further scientific researches devoted to the issues of informatization of education, development of e-learning.
Журнал: Управление образованием: теория и практика
Выпуск журнала: №7
Номера страниц: 91-102
ISSN журнала: 23112174
Место издания: Москва
Издатель: Индивидуальный предприниматель Подколзин Михаил Михайлович