ПРОБЛЕМЫ МОЛЕВОГО ЛЕСОСПЛАВА НА РЕКАХ СИБИРИ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2023

Идентификатор DOI: 10.53374/1993-0135-2023-4-277-286

Ключевые слова: small and medium rivers, loose floating, flooded timber, timber rafting, bag boom towing, малые и средние реки, молевой лесосплав, затопленная древесина, плотовой лесосплав, кошельный лесосплав

Аннотация: Красноярский край имеет значительные запасы хвойной древесины бореальных лесов и развитую речную сеть, сформированную притоками Енисея, Ангары, Чулыма, Кана, Пясины и др. Реки Красноярского края продолжают использовать для водного транспорта и лесосплава. Протяженность сплавных путей по рекам Ангара и Енисей составляет около 3000 кПоказать полностьюм. Основными характеристиками реки являются длина, ширина, глубина, сток (расход), площадь водосбора. В зависимости от размерных параметров реки классифицируются на малые, средние и большие. Малые и средние реки широко использовались и частично используются в настоящее время для целей лесосплава. Различают следующие виды лесосплава: молевой, кошельный, в сплоточных единицах и плотовой. При молевом сплаве лес транспортируется вниз по течению реки в виде несвязанных между собой сортиментов круглого леса и микропучках, имеющих достаточный запас плавучести. Молевой лесосплав применяют на несудоходных реках, где по условиям малых глубин или кратковременности лесосплавного периода эффективное применение других видов водного транспорта не обеспечивается. С принятием «Водного кодекса Российской Федерации» № 167-ФЗ от 16.11.1995, а затем № 74-ФЗ от 03.06.2006, было утверждено решение о запрете молевого лесосплава [3; 9; 22; 24]. 13 февраля 2020 г. вышло постановление Правительства РФ № 7 о признании утратившими силу нормативных документов, запрещавших проведение молевого лесосплава на реках и водоемах [21]. В связи с этим необходимо оценить транспортную роль малых и средних рек, причины потерь древесины в процессе молевого сплава леса, возможное негативное влияние молевого сплава леса на качество воды и окружающую природную среду при его возобновлении. В представленной работе показана роль и значение малых и средних рек в транспортном обеспечении лесными ресурсами лесопромышленных и деревоперерабатывающих предприятий. Krasnoyarsk Krai has significant reserves of coniferous boreal forests and a developed river network formed by the tributaries of the Yenisei, Angara, Chulym, Kan, Pyasina, etc. The rivers of Krasnoyarsk Krai are still used for water transport and timber rafting. The length of rafting routes along the Angara and Yenisei rivers is about 3000 km. The main characteristics of a river are length, width, depth, flow, catchment area. Depending on the size parameters, rivers are classified into small, medium and large. Small and medium rivers have been widely used and are partially used today for timber rafting purposes. The following types of timber rafting are distinguished: loose floating, bag boom floating, in raft sections and rafts. With loose floating, the timber is transported downstream in the form of unrelated assortments of roundwood and microbundles with a sufficient buoyancy margin. Loose floating is used on non-navigable rivers, where, due to the conditions of shallow depths or the short duration of the rafting period, the effective use of other types of water transport is not ensured. With the adoption of the “Water Code of the Russian Federation” No. 167-FZ dated 11/16/1995, and then No. 74-FZ dated 06/03/2006, a decision to ban loose floating was approved [3; 9; 22; 24]. On 13 February 2020, the Russian Government issued Decree No. 7 on invalidation of regulations that prohibited loose floating on rivers and reservoirs [21]. In this regard, it is necessary to assess the transport role of small and medium-sized rivers, the reasons for the loss of wood in the process of loose floating, the possible negative impact of loose floating on water quality and the environment during its renewal. The presented work shows the role and importance of small and medium-sized rivers in the transport supply of forest resources to timber industry and wood processing enterprises.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Хвойные бореальной зоны

Выпуск журнала: Т. 41, 4

Номера страниц: 277-286

ISSN журнала: 19930135

Место издания: Красноярск

Издатель: Сибирский государственный университет науки и технологий им. акад. М.Ф. Решетнева

Персоны

  • Корпачев В. П. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация)
  • Пережилин А. И. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация)
  • Андрияс А. А. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация)
  • Гудаева Е. А. (Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация)

Вхождение в базы данных