ПРИНЦИПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ СИСТЕМНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ВУЗОВСКИХ ПРОГРАММ МНОГОУРОВНЕВОГО ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2023

Идентификатор DOI: 10.54509/22203036_2023_2_130

Ключевые слова: modernization of engineering education, system changes, university graduates, industrial partners of the department, модернизация инженерного образования, системные изменения, выпускники вуза, индустриальные партнеры кафедры

Аннотация: Введение. В статье сформулированы основные принципы, являющиеся ключевыми в развитии современной системы инженерного образования, а также описан опыт предпринятых попыток разрешения существующих проблем и использования на конкретном примере методов и инструментов по модернизации образовательного процесса. Методология. В исследованиПоказать полностьюи приведено обоснование основных принципов, которые являются ориентиром и опорой в процессе достижения образовательных результатов. К ним относятся: системность, стратегическое и тактическое видение целей, выстраивание контактов исходя из ожидаемых результатов, анализ и поддержание сбалансированности имеющихся ресурсов, гибкость и быстрая адаптируемость к изменяющимся условиям и неопределенности, а также, ключевое, отраслевая ориентация. Реализация вышеуказанных принципов в своей совокупности обусловливают возможность системных изменений многоуровневого инженерного образования. Результаты. Представлены результаты реализации принципов системных изменений многоуровневого инженерного образования на кафедре «Тепловые электрические станции» ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», основанной на кардинальной модернизации образовательных программ и учебных планов под задачи проектно-ориентированной технологии обучения, повышении качества фундаментальной подготовки по естественно-научным и общетехническим дисциплинам и уровня значимости дисциплин, направленных на получение универсальных компетенций через проектную деятельность (с учетом внеаудиторной работы), интегрированном учебном плане и междисциплинарности, цифровой модернизации учебного процесса и использовании информационных технологий, наличии современной материально-технической базы для реализации проектной деятельности, стратегическом взаимодействии вуза с индустриальными партнерами, эффективной команде преподавателей и сотрудников вуза, разделяющая ценность проектно-ориентированной подготовки, работе вуза по модели управления образовательной программой. Заключение. Авторами отмечается, что практическое внедрение современных приемов, методов и инструментов на основе сформулированных принципов составляют системные изменения многоуровневой проектно-ориентированной подготовки и в своей совокупности определяют модернизацию и повышение качества образования. Реализация апробированного подхода позволит обеспечить создание адаптивной, глобально конкурентоспособной системы высшего инженерного образования. Introduction. The article formulates the basic principles to develop the modern system of engineering education and also describes the experience of attempts to solve existing problems and use methods and tools to modernize the educational process on a specific example. Methodology. The study provides an explanation of the basic principles that can guide and support the process of achieving educational results. These are consistency, strategic and tactical vision of goals, building contacts based on expected results, analyzing and maintaining a balance of available resources, flexibility and rapid adaptability to changing conditions and uncertainty, as well as a key industry orientation. The implementation of the principles determines the possibility of systemic changes in multilevel engineering education. Results. The results of the implementation of the principles of systemic changes in multilevel engineering education at the Department of Thermal Power Plants of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education “Siberian Federal University” are presented. They are based on a radical modernization of educational programs and curricula for the tasks of project-oriented learning technology, improving the quality of fundamental training in natural sciences and general technical disciplines and the level of significance of disciplines aimed at obtaining universal competencies through project activities (taking into account extracurricular work), integrated curriculum and interdisciplinarity, digital modernization of the educational process and the use of information technologies, the availability of a modern material and technical base for the implementation of project activities, the university’s strategic interaction with industrial partners, an effective team of university teachers and staff that shares the value of project-oriented training, the university’s work on educational program management models. Conclusion. The authors note that the practical implementation of modern techniques, methods and tools based on the formulated principles constitute systemic changes in the multi-level project-oriented training and determine the modernization and improvement of the education quality. The implementation of the approach will ensure the creation of an adaptive, globally competitive system of higher engineering education.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Профессиональное образование в России и за рубежом

Выпуск журнала: 2

Номера страниц: 130-144

ISSN журнала: 22203036

Место издания: Кемерово

Издатель: Кузбасский региональный институт развития профессионального образования

Персоны

Вхождение в базы данных