Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.30853/ped20230114
Ключевые слова: education export, academic mobility, russian as a foreign language, pre-university training programs in Russian as a foreign language, soft power, recruiting, foreign applicants, foreign students, экспорт образования, академическая мобильность, русский язык как иностранный, довузовские программы подготовки по русскому языку как иностранному, мягкая сила, рекрутинг, иностранные абитуриенты, студенты-иностранцы
Аннотация: Цель исследования - определить способы совершенствования стратегии экспорта российского образования посредством выбора наиболее оптимальной языковой модели реализации образовательных программ вузов для студентов-иностранцев. В статье были проанализированы два основных способа осуществления экспорта образования в виде англоязычных иПоказать полностьюрусскоязычных университетских образовательных программ для зарубежной молодежи. В том числе были выявлены преимущества и недостатки реализации данных языковых моделей как с позиций вузов, так и студентов-иностранцев, получающих образование в России. Помимо этого, были рассмотрены варианты вероятного среднесрочного и долгосрочного влияния двух языковых моделей в целом на сферу образования, миграционную и экономическую политику России. В результате изучения различных параметров университетских программ для иностранцев на русском и английском языках было доказано, что модель русскоязычного вузовского образования для студентов-иностранцев позволяет наиболее полно реализовать стратегию экспорта российского образования в плане формирования широко признанного и высоко востребованного за рубежом бренда российского высшего образования, а также в вопросах привлечения большого контингента иностранной молодежи и создания благоприятных условий для обучения студентов-иностранцев в российских вузах. Научная новизна данной работы состоит в обосновании необходимости приоритетной реализации русскоязычной модели высшего образования для студентов-иностранцев в России с тем, чтобы существенно расширить возможности экспорта российского образования. Кроме того, в научной работе показано, что эффективное осуществление стратегии экспорта российского образования на основе данной языковой модели образовательных программ требует создания массовых курсов довузовской подготовки для зарубежной молодежи по русскому языку как иностранному в наиболее перспективных для привлечения абитуриентов государствах. The study aims to identify ways to improve the Russian education export strategy by choosing the most optimal language model for the implementation of university educational programs for foreign students. The paper analyzes two main ways of education export in the form of English-language and Russian-language university educational programs for foreign youth. In particular, the advantages and disadvantages of the implementation of these language models were identified both from the perspective of universities and foreign students enrolled in Russian universities. In addition, options for the likely medium-term and long-term impact of the two language models on the education sector, Russia’s migration and economic policy as a whole were considered. As a result of examining various parameters of university programs for foreigners in Russian and English, it was proved that the model of Russian-language university education for foreign students allows for the most complete implementation of the Russian education export strategy in terms of the formation of a widely recognized and highly demanded brand of Russian higher education abroad, as well as in attracting a large contingent of foreign youth and creating favorable conditions for the training of foreign students in Russian universities. The scientific novelty of the paper lies in substantiating the need for priority implementation of the Russian-language model of higher education for foreign students in Russia in order to significantly expand the opportunities of Russian education export. In addition, the paper shows that the effective implementation of the Russian education export strategy based on the specified language model of educational programs requires the creation of mass pre-university training courses for foreign youth in Russian as a foreign language in the most promising countries for attracting applicants.
Журнал: Педагогика. Вопросы теории и практики
Выпуск журнала: Т.8, №7
Номера страниц: 671-680
ISSN журнала: 25000039
Место издания: Тамбов
Издатель: ООО "Издательство "Грамота"