Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.32517/0234-0453-2023-38-2-84-95
Ключевые слова: soft skills, professionally significant universal competencies, professional standards, IT team, it project, media educational project, профессионально значимые универсальные компетенции, профессиональные стандарты, ИТ-команда, ИТ-проект, медиаобразовательный проект
Аннотация: В центре внимания авторов находятся универсальные компетенции ИТ-бакалавров, профессионально значимые при разработке командных ИТ-проектов. Авторами выявлено, что универсальные компетенции, в которых заинтересованы ИТ-компании, в недостаточной мере формируются у будущих ИТ-бакалавров в высших учебных заведениях, что создает проблемПоказать полностьюы в их дальнейшей профессиональной деятельности.Для поиска причин был проведен анализ индикаторов личностных и метапредметных результатов среднего образования и универсальных компетенций ФГОС ВО 3++. Определены дефициты, приводящие к перекосу в преемственности личностных и метапредметных результатов среднего образования и освоения универсальных компетенций в вузе. Исследованы профессиональные стандарты на предмет сопряжения требований трудовых действий с универсальными компетенциями ФГОС ВО 3++.В результате выделены универсальные компетенции, являющиеся профессионально значимыми для эффективной профессиональной деятельности ИТ-бакалавров в плане реализации командных ИТ-проектов в условиях удаленной работы, налаживания продуктивной коммуникации внутри ИТ-команды и с заказчиком программного продукта, а также непрерывного саморазвития ИТ-специалистов. Разработана компонентная структура профессионально значимых универсальных компетенций, состоящая из индивидуально-личностного, организационного и социально-личностного компонентов. Предложена методика развития профессионально значимых универсальных компетенций будущих ИТ-бакалавров на основе командных медиаобразовательных проектов.Методика учитывает индивидуальное распределение ролей в проектной команде и реализуется на 1-м курсе при обучении информационным технологиям. Результаты исследования могут представлять интерес для преподавателей, моделирующих профессиональные задачи, а также служат для повышения качества подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере ИТ. The authors focus on the universal competencies of IT bachelors, which are professionally important in the development of team IT projects. The authors have revealed that the universal competencies, which IT companies interested in, are not sufficiently formed by future IT bachelors in higher education institutions, which creates problems in their further professional activities.To find the causes, the analysis of indicators of personal results and meta-subject results of secondary education and universal competencies of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++ was carried out. Deficiencies were identified, leading to a skew in the continuity of personal results and meta-subject results of secondary education and the development of universal competencies in higher education. The professional standards for the conjugation of work requirements with universal competencies of the Federal State Educational Standard of Higher Education 3++ have been investigated.As a result, universal competencies, which are professionally significant for effective professional activities of IT bachelors in terms of implementation of team IT projects in remote working conditions, establishment of productive communication with IT team and with the customer of the software product, as well as continuous self-development of IT specialist, were identified. The component structure of professionally significant universal competencies consisting of individual-personal, organizational, and social personal components was developed. A methodology for the development of professional significant universal competencies of future IT bachelors on the basis of team media-educational projects is proposed.This methodology takes into account the individual distribution of roles in the project team and its implemented in the first year of IT training. The results of the study may be of interest for teachers who model professional tasks, as well as serve to improve the quality of training of competitive IT specialists.
Журнал: Информатика и образование
Выпуск журнала: Т. 38, № 2
Номера страниц: 84-95
ISSN журнала: 02340453
Место издания: Москва
Издатель: ООО "Образование и Информатика", Российская академия образования