Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Идентификатор DOI: 10.15372/PHE20230204
Ключевые слова: information society, socialization, socialization factors, identity, informatization, information media, computer technology, networked space, информационное общество, социализация, факторы социализации, идентичность, информатизация, информационная среда, компьютерные технологии, сетевое пространство
Аннотация: Новые формы социализации, связанные с изменившимися жизненными условиями, продиктованными информатизацией, требуют уточнения человеком своей социальной идентичности. Жизнедеятельность во все времена требовала конструирования непротиворечивого мира вокруг себя, где человек выступает как творец своего пространства, а социальное воспиПоказать полностьютание - как «мост», соединяющий мир субъективных переживаний, самооценок и притязаний с миром объективной социальной реальности. Методология. Соотношение социальной философии и педагогики дает возможность исследования новых форм социализации в пространстве доминирования информационной культуры как возможности для развития нового вектора теории педагогики. Методологическая аргументация, содержащаяся в трудах ряда отечественных исследователей, формирует теоретическую основу работы. Обсуждение. Все более четко артикулируемая информатизацией и цифровизацией трансформация форм, методов и этапов социализации корректируется использованием традиционных приемов. Исследованы новые формы социализации: цифровая, индивидная как необходимость в определенный момент, идентично-национальная как вызов глобализации и киберсоциализация; предложена корректировка существующих подходов к процессу социализации с учетом наличия интернет-возможностей, в частности рассмотрена классификация процессов социализации по признаку принадлежности молодежи к разным типам сообществ в онлайн-среде. Заключение. Гармоничное сочетание в информационно-обусловленном пространстве традиционных, современных и инновационных социальных факторов означает повышение степени информированности общества в целом и каждого его члена в отдельности, формирование общественного сознания на основе всеобщей научно обоснованной картины мира. The problems of new forms of socialization associated with changed living conditions dictated by informatization are considered, where a person needs to clarify his/her social identity in the process of constructing a consistent world around him/her, where he/she him/herself acts as a creator, and social education itself acts as a “bridgeˮ connecting the world of subjective experiences, self-assessments and claims with the world of objective social reality. Methodology. The ratio of social philosophy and pedagogy makes it possible to study new forms of socialization in the space of dominance of information culture as an opportunity for the development of a new vector of the theory of pedagogy. The methodological argumentation contained in the works of a number of domestic researchers forms the theoretical basis of the work. Discussion. The transformation of forms, methods and stages of socialization, increasingly clearly articulated by informatization and digitalization, is being corrected using traditional methods. New forms of socialization have been explored - digital, individual as a necessity at a certain point in time, identical-national as a challenge to globalization and cybersocialization; the correction of existing approaches to the process of socialization is proposed, taking into account the availability of Internet opportunities, in particular, the classification of socialization processes on the basis of youth belonging to different types of communities in the online environment is considered. Conclusion. A harmonious combination of traditional, modern and innovative social factors in the information-conditioned space means an increase in the degree of awareness of society as a whole and each of its members individually, the formation of public consciousness on the basis of a universal scientifically based picture of the world.
Журнал: Философия образования
Выпуск журнала: Т.23, №2
Номера страниц: 56-68
ISSN журнала: 18110916
Место издания: Новосибирск
Издатель: Новосибирский государственный педагогический университет, Институт философии и права СО РАН