Критериальная модель оценки качества цифровой образовательной среды с использованием облачных сервисов : научное издание

Описание

Тип публикации: статья из журнала

Год издания: 2023

Идентификатор DOI: 10.32517/0234-0453-2023-38-3-54-63

Ключевые слова: digital educational environment, criterial model for assessing the quality of digital educational environment, quality criteria for digital educational environment, цифровая образовательная среда, критериальная модель оценки качества цифровой образовательной среды, критерии качества цифровой образовательной среды

Аннотация: Глобализация всех сфер деятельности образовательных систем определяет необходимость создания простых и доступных средств мониторинга и оценки качества объектов и ресурсов. В частности, в связи с необходимостью интенсификации процессов цифровой трансформации образования важны оценочные процедуры определения качества цифровых образовПоказать полностьюательных сред (ЦОС).Цель работы - обосновать подход и описать процедуру мониторинга ЦОС образовательных учреждений на основе доступных облачных сервисов, обеспечивающих удобный сбор, накопление и обработку статистических и мониторинговых показателей.Принята проективная критериальная модель системы оценки и мониторинга качества ЦОС, которая опирается на результаты самооценки образовательной организации и внешней экспертной оценки. Главной особенностью модели является участие организаций и внешних экспертов в процессе конструирования критериальных рубрик, проведения и анализа результатов мониторинга. Для самооценки ЦОС и экспертной оценки сайта образовательной организации используется сервис Yandex Forms, позволяющий осуществлять конвертацию собранных данных в электронные таблицы. Путем объединения данных и их статистической обработки можно получить показатели по различным срезам и рейтингам, проводить сводную кластеризацию ЦОС исследуемых организаций по трем уровням: низкий, средний, высокий.Предложенная модель была реализована в оценке ЦОС практик дополнительного образования детей. Для определения количественных и качественных показателей ЦОС и официальных сайтов организаций дополнительного образования были созданы анкеты в Yandex Forms, заполняемые представителями исследуемых организаций. Пробное тестирование показало технологичность и простоту сбора, обработки и доставки пользователям мониторинговых данных.Проективная критериальная модель оценки качества ЦОС организаций дополнительного образования может быть использована для многих других исследований, связанных с критериальными оценочными мероприятиями. Globalization of all spheres of activity of educational systems determines the need to create simple and accessible tools for monitoring and evaluating the quality of objects and resources. In particular, due to the need to intensify the processes of digital transformation of education, it is important to assess the quality of digital educational environments (DEE). The aim of the work is to substantiate the approach and describe the procedure for monitoring of DEE of educational institutions based on the available cloud services, providing convenient collection, accumulation, and processing of statistical and monitoring indicators.The projective criterial model of the system of assessment and monitoring of the quality of DEE, which is based on the results of self-assessment of the educational organization and external expert evaluation, was adopted. The main feature of the model is the participation of organizations and external experts in the process of designing criterion rubrics, conducting and analyzing the results of monitoring. Yandex Forms service is used for self-assessment of DEE and expert evaluation of the educational organization website which allows converting of the collected data into spreadsheets. By combining the data and their statistical processing it is possible to obtain indicators for different slices and ratings, to conduct a summary clustering of the DEE of the studied organizations by three levels: low, average, and high.The proposed model was implemented in the assessment of DEE practices of supplementary education for children. To determine the quantitative and qualitative indicators of the DLE and the official sites of additional education organizations we created questionnaires in Yandex Forms filled in by the representatives of the studied organizations. Pilot testing showed that the collection, processing, and delivery of monitoring data to users was technologically simple and easy.The projective criterial model for assessing the quality of the DEE of supplementary education organizations can be used for many other studies related to criterion-based assessment activities.

Ссылки на полный текст

Издание

Журнал: Информатика и образование

Выпуск журнала: Т.38, 3

Номера страниц: 54-63

ISSN журнала: 02340453

Место издания: Москва

Издатель: ООО "Образование и Информатика", Российская академия образования

Персоны

  • Пак Н.И. (Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева)
  • Дорошенко Е.Г. (Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева)
  • Степанова Т.А. (Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева)
  • Сыромятников А.А. (Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева)

Вхождение в базы данных