Тип публикации: статья из журнала
Год издания: 2023
Ключевые слова: V. I. Surikov, siberian identity, historical genre, art of Krasnoyarsk, K. I. Matveeva, A. M. Znak, Krasnoyarsk art education, В. И. Суриков, сибирская идентичность исторический жанр, искусство Красноярска, К. И. Матвеева, А. М. Знак, красноярское художественное образование
Аннотация: Средствами формально-стилистического, композиционного и иконологического искусствоведческого анализа, а также культурологической концепции сложной сибирской идентичности в статье определяются художественные принципы, найденные В. И. Суриковым для воплощения сибирской самобытности в изобразительном искусстве. Используемые его последПоказать полностьюователями - красноярскими художниками-реалистами XX и начала XXI веков в качестве визуальных закономерностей, эти принципы являют актуальные художественные образы региональной идентичности. Ключевым сюжетом, на котором вслед за Суриковым основываются красноярские художники в раскрытии образа сибирской идентичности оказывается тема проводов зимы в Красноярске. К исследованию привлекаются классические и современные этнографические (культурологические, религиоведческие, лингвистические) труды, показывающие региональную специфику масленичных ритуалов и традиций. В статье подчеркивается также роль В. И. Сурикова в развитии профессионального искусства в Красноярске и обнаруживаются принципы его художественного мышления в традициях красноярского художественного образования. By means of formal stylistic, compositional and iconological art criticism analysis, as well as the culturological concept of a complex Siberian identity, the article defines the artistic principles found by V. I. Surikov for the embodiment of Siberian identity in the visual arts. Used by his followers - Krasnoyarsk realist artists of the XX and early XXI centuries as visual patterns, these principles are actual artistic images of regional identity. The key plot on which Krasnoyarsk artists, following Surikov, based in revealing the image of Siberian identity is the theme of seeing off winter in Krasnoyarsk. Classical and modern ethnographic (cultural, religious, linguistic) works showing the regional specifics of Maslenitsa rituals and traditions are involved in the study. The article also highlights the role of V. I. Surikov in the development of professional art in Krasnoyarsk and reveals the principles of his artistic thinking in the traditions of Krasnoyarsk art education.
Журнал: Сибирский искусствоведческий журнал
Выпуск журнала: Т.2, №2
Номера страниц: 36-45
ISSN журнала: 27824926
Место издания: Красноярск
Издатель: Красноярская региональная общественная организация Содружество просветителей Красноярья